Украинская правда

Такая разная Грузия

На нас смотрели местные жители и гадали, из какой страны приехали эти люди. На наших лицах были неподдельное удивление и восторг.

"Почему у Грузии получилось" - так называется книга Ларисы Бураковой, которую я взяла с собой в Грузию.

Прочитала несколько страниц и решила, что мне на самом деле интересно разобраться, почему у Грузии не получилось.

Не получилось, раз Саакашвили невъездной в страну и нелюбим гражданами своей страны, для которых, собственно говоря, и проводились реформы.

Кроме того, хотелось понять суть самих реформ, сложить свое впечатление об этой стране, экономическом чуде, попробовать наложить этот опыт на Украину.

Книгу я отложила и отправилась в Грузию вместе с СЕО изучать реформы.

Общая информация

Грузия находится на восьмом месте из 189 стран в рейтинге "Простота ведения бизнеса" IFC - World Bank. Для сравнения: Германия занимает 21 место, Швейцария - 29, Кипр - 39, Украина - 112 место.

В рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2013 году Transparency International Грузия занимает 55 место из 177 стран и территорий.

Этот рейтинг формируется согласно присвоенных индексов по шкале от 0 - высокий уровень коррупции - до 100 - нет коррупции. У Грузии индекс 49, и это 55 место в рейтинге. Она обогнала Швейцарию, Италию, Чехию, Словакию, Китай.

Индекс Украины - 25, и это 144 место. По уровню экономической свободы Heritage Foundation Грузия занимает 22 место из 177 экономик.

Население страны - 4,5 млн, из которых в Тбилиси проживают 2 млн. Годовой уровень инфляции - 2,4%, уровень безработицы - около 18%.

В Грузии работают 17 коммерческих банков, 38 институтов микрокредитования, пять страховых компаний, два кредитных союза. Многие институции только начинают закладываться: Антимонопольный комитет, рынок капитала.

О реформах в Грузии

Сложно себе представить, как за такой короткий промежуток времени можно провести столь огромное количество реформ и так изменить страну.

Очевидно, перед правительством стояло большое количество болезненных вопросов: пустой бюджет, теневая экономика, коррупция, бедность населения, бандитизм и криминалитет, недоверие бизнеса к власти.

Я понимаю, что заниматься всем сразу было просто невозможно. Надо было выделять приоритеты, принимать непопулярные решения, здраво воспринимать критику и где-то оставаться авторитарным лидером. На мой взгляд, расстановка приоритетов и было самой сложной задачей.

Правительство Саакашвили не просто поставило перед собой задачу искоренить коррупцию, а возвести статус госслужащего до самого престижного статуса.

Михеил Саакашвили. Фото lenta-ua.net

Надо сказать, что обе цели были достигнуты. Когда в один день были уволены все 17 тыс полицейских, международные эксперты в один голос предупреждали, что в стране могут резко возрасти криминалитет и беспорядки.

Однако правительство оперативно разработало новую модель тестирования и набора нового персонала. Говорят, Саакашвили и его министры лично контролировали прозрачность и независимость процедуры тестирования и набора новых кадров в правоохранительные органы страны.

Таким же образом проверялась стрессоустойчивость будущих полицейских. Право пройти эту процедуру было предоставлено абсолютно всем, независимо от того, работали ли эти люди ранее в органах.

Около 4 тыс полицейских вернулись в систему, однако надолго там не задержались. Их ожидания не были оправданы - в системе не было места для коррупции. Сегодня всего лишь 500 полицейских из прошлого состава остались работать в правоохранительных органах нового образца.

Административные здания полиции, министерства доходов, таможни и юстиции отличаются своей архитектурой: оригинальные формы зданий настолько прозрачны, что кажется, будто они созданы из воздуха.

Снаружи можно легко наблюдать, что происходит внутри. Абсолютно очевидно: правительство Грузии не боролось со стереотипами людей, оно поставило задачу их разрушить и создать новый образ, который бы сильно отличался от прошлого.

Для полицейских была разработана новая форма, а прозрачность зданий подчеркивала честность и открытость работы этих органов. Без сомнений, работа в госорганах является самой престижной в стране.

Искоренить коррупцию можно одним способом: нивелировать человеческий фактор. Абсолютно все процессы госорганов автоматизированы. Говорят, что в качестве эталона автоматизации был взят опыт Эстонии, однако все IT-программы разрабатывались исключительно грузинскими специалистами.

Надо отдать должное Грузии, которая не просто копировала опыт других стран, а дорабатывала его с учетом национальных особенностей. Поэтому нельзя четко сказать, какой опыт был использован в той или иной реформе. Получилось взять самое лучшее из каждой страны и создать свое.

Представьте себе: во всех госорганах работают молодые специалисты, которые, не задумываясь, выполняют пошаговые инструкции IT-программы. Программа случайно выбирает, кто и что подлежит дополнительной проверке.

Здание Минюста. Фото livejournal.com

Вводишь в программу номер паспорта или код предприятия - загорается индикатор красного или зеленого цвета. Конечно, принцип построения выборки и есть самым ценным секретом.

Налоговое и таможенное ведомство объединены под крышей министерства доходов Грузии. Интересно, что у них есть должность менеджера по контролю за качеством оформления грузов. Что-то похожее на систему качества ISO 9001.

Открыть компанию в Грузии можно всего за один день, стоит это максимум 57 долл. Двойной тариф предусмотрен для ускоренной процедуры - в течение нескольких часов. Паспорт или какую-либо справку люди получают за пять минут, при ускоренном сервисе - за две минуты, в большинстве случаев - бесплатно.

В стопор нас ввел сервис Дома юстиций Just drive, по типу быстрого обслуживания в "Макдональдсе". Кажется, мы на несколько минут все замолчали, поскольку не было слов, способных выразить восторг.

В советские времена мы фотографировали себя возле ярких европейских витрин с колбасой. В Грузии мы снимали себя на фоне табло и компьютеров. С каждым часом меня переполняло чувство стыда за себя и нашу страну.

Думаю, на нас смотрели местные жители и гадали, из какой страны приехали эти люди. На наших лицах были неподдельное удивление и восторг.

К вечеру наше настроение становилось серым и грустным. Приходило осознание, что мы все виноваты в том, что сегодня происходит в нашей стране. Эту ответственность за изменения мы привезли с собой, пообещав друг другу не растерять это чувство и начать что-то делать, каждый на своем месте.

О налогах и рае для инвесторов

В 2010 году в Грузии был принял Налоговый кодекс. Он предусматривает простую систему налогообложения и прозрачное администрирование налогов и сборов.

Согласно кодексу в Грузии существует всего семь видов налогов: подоходный - 20%, налог на прибыль - 15%, НДС - 18%, налог на недвижимость - максимум 1%, налог на импорт - 0%, 5% и 12%, налог на дивиденды - 5%, акциз - в зависимости от типа продукции. Социальные взносы с 2008 года упразднены.

Просто и понятно все и на таможне. Стандартная процедура оформления груза занимает в среднем 30 минут, а при красном коридоре - всего несколько часов. Честно говоря, какие-либо комментарии будут лишними.

Отдельно стоит сказать разве что об инвестиционном климате. Пятнадцатилетние налоговые каникулы, согласование условий планировки строительства до 12 дней, архитектурно-строительного проекта - до 18 дней.

Здание прокуратуры. Фото livejournal.com

Выдача разрешения на строительство - до пяти дней, обеспечение земельного участка инфраструктурой - за счет государства, бесплатное предоставление в пользование земельного участка. Все это выглядит раем для инвесторов. Батуми уже не имеет ничего общего с Крымом, хотя это все то же Черное море.

Почему получилось

Сами грузины утверждают, что всему "виной" политическая воля правительства Саакашвили. Хотя я считаю, что в реформах ключевую роль сыграл уровень ответственности каждого госслужащего, бизнесмена и гражданина этой страны.

В стране, в которой лишают свободы на три года за кражу мобильного телефона, вряд ли кто-то посмеет пренебречь законодательством.

Провинившихся ждало публичное наказание и стыд. Здесь не разделяли на своих и чужих, все были равны перед законом. Соблюдение законодательства вскоре стало абсолютной ценностью каждого гражданина.

Почему не получилось

Из Тбилиси в Батуми мы переезжали на автобусе, что позволило нам увидеть не только красивые архитектурные формы и счастливые лица. С каждым часом этой поездки мы открывали для себя совсем другую Грузию.

Кажется, я никогда в Украине не видела таких бедных домов, выжженных земель, черных от едкого промышленного дыма деревень и уставших лиц людей. В тот момент ко мне пришло понимание: люди живут очень бедно.

На нас смотрели совсем другие лица людей. Нужен ли им этот сервис за две минуты, эти роскошные стеклянные здания и простые налоги? Как часто они обращаются за справками и паспортами? А сколько из них смогут с ветерком проехаться через Just drive?

И тут вспоминается бессмертная пирамида потребностей Маслоу. Человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах - еде, воде, крыше над головой.

Именно поэтому большая часть населения Грузии не способна оценить эстетику стеклянных зданий и европейский сервис. Пока не будет достигнуто насыщение первым уровнем, переход на следующий уровень просто невозможен.

Вот в чем была ключевая ошибка правительства Саакашвили. Оно абсолютно не уделяло времени для общения и просветления своего населения. Это огромное упущение, которое и повлекло последствия сегодняшних дней.

Полиция. Фото livejournal.com

А тем временем Бидзина Иванишвили, известный политический деятель и филантроп, который по версии "Форбса" занимает 153-е место среди самых богатых людей мира, учел ошибки Саакашвили.

Он принял закон о масштабной амнистии, тратил деньги на людей. По сути, он подкупал людей и вселял надежду, что так будет всегда. В результате его кандидат в президенты победил на выборах осенью 2013 года. Это история от самих людей стала для меня самым печальным открытием.

Об Украине

Сегодня многие критикуют правительство, обвиняют его в отсутствии политической воли, нежелании проводить реформы и бороться с коррупцией. Соглашусь, есть доля жесткой правды во всех этих обвинениях. Непопулярные решения накануне выборов в стране станут точкой в политической карьере.

Однако я больше задумываюсь о том, как правильно расставить приоритеты, и с чего начать реформы в нашей стране.

Отказ от единого социального взноса может привести к пенсионному и социальному коллапсу - нас все-таки 47 млн, а не 4,5 млн, как в Грузии.

Реформы в Грузии финансировались за счет собственных средств. Международные институции платили только за инфраструктурные проекты.

Не стоит недооценивать способности наших бизнесменов в оптимизации налогообложения. В Украине нет культуры платить налоги, ее надо прививать введением жесткой ответственности.

Резко опустить налоги - значит отказаться от упрощенной системы налогообложения и каких-либо налоговых льгот, а это целая армия предпринимателей, которые снова выйдут на майданы.

Уволить всю милицию в условиях войны - безумство. Да и угодить всем общественным организациям и движениям дело нелегкое. К слову, в Грузии общественность не спрашивали, когда внедряли реформы.

Радует только то, что в Украине нет такого филантропа, который смог бы купить большую часть населения. Ну и бедные мы не настолько, чтобы отказаться от своей свободы и независимости.

На пирамиде потребностей Маслоу мы находимся чуть выше, чем Грузия. Для нас самая важная потребность - безопасность. От голода мы не умрем. Грузины говорят: "У вас что не кинь в землю - все прорастет".

Фото discovery-intour.com.ua

Убеждена: у Украины будет свой путь. Возьмем у Грузии все лучшее, свяжем его с опытом ЕС и придумаем что-то свое. Время быстрых реформ мы уже упустили.

Послесловие

Надо же - две страны, как две сестры. История похожая, а судьба у каждой своя.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.