Украинская правда

Финансирование за сто дней

В Украине нет государственной стратегии по развитию фондового и товарного рынков. Без нее невозможно развивать экономику с помощью рыночных механизмов.

Усилия украинских властей, направленные на обеспечение мира в стране и повышение благосостояния граждан, не позволяют оставаться равнодушными.

Делом чести каждого является оказание посильной поддержки президенту и правительству Украины, на которых возложены надежды миллионов людей.

Цель - изменить ситуацию в стране к лучшему и начать жить в соответствии с общепринятыми цивилизованными нормами и моралью, то есть "жить по-новому".

Проблемы, связанные с падением ВВП, ростом безработицы, коррупцией, недостатком денег у национальных производителей и в бюджете страны, требуют профессиональных действий.

За последние два года наша инициативная группа разработала стабилизационные меры, которые обеспечат должное функционирование бюджетообразующей сферы, связанной с управлением финансовых потоков.

Наша цель - стабилизация фондового и товарного рынков с запуском механизмов, содействующих реформированию банковской системы Украины.

Что необходимо для достижения цели? Создание фондовой и товарной бирж с участием государственного капитала.

Для обеспечения функционирования бирж необходима универсальная торговая платформа, подчиняющаяся требованиям украинских регуляторов и отвечающая требованиям директивы Евросоюза о финансовых рынках.

Следующим шагом является разработка и запуск финансовых и товарных инструментов, расширяющих спектр услуг лицензированных финансовых институтов, а также обеспечивающих защиту рисков при товарных операциях.

Для организации и обслуживания торгов также необходима устойчивая система брокерских и страховых услуг. Выполнение предыдущих требований обеспечит проведение государственных торгов посредством инструментов, содержащих антикоррупционные меры, а также содействующих участию в них малого бизнеса.

Одним из первых результатов станет возможность выведения украинских финансовых инструментов на международные рынки. Это позволит обеспечить дополнительную ликвидность финансовых инструментов и контрактов на товары украинских эмитентов и инициаторов.

Все это приведет к необходимости запуска универсального программного комплекса. Как следствие, мы придем к обеспечению защиты инвестиционного капитала рыночными механизмами.

В процессе достижения цели мы получим решения для следующих задач: повышения прозрачности финансового рынка и рынка капиталов, генерирования дополнительной ликвидности в банковской системе без эмиссии НБУ, стабилизации курса национальной валюты рыночными методами.

Также мы сможем реализовать новые механизмы в борьбе с коррупционными действиями в части сбора и возмещения НДС, контроля выпуска и оборота финансовых обязательств, увеличения оборотной массы денежных средств частного сектора в экономику страны.

Фото forexclub24.net

Все указанное относится к прописным истинам, но они выстроены в логическую цепочку необходимых шагов, принимаемых мер и получаемых решений.

Нашей инициативной группой проработаны процедуры достижения результатов, технически описаны и созданы ядра программного обеспечения, согласованы с международными партнерами форматы взаимодействия.

В этой статье я не имею возможности детализировать элементы разработок нашей инициативной группы, однако остановиться на их значимости необходимо.

В ходе реализации проекта обслуживающий банк - резидент Украины - получит WLP - высший уровень партнера - от трех ведущих международных брокеров. Два из них являются международными банками с высоким рейтингом надежности.

Почему от трех? Специфика работы каждого брокера позволяет обеспечить поставку ликвидности по финансовым инструментам в трех плоскостях.

Первая - обеспечение внебиржевой банковской ликвидности в любой момент по желанию клиента. Вторая - финансовое покрытие сделок в период биржевых сессий непосредственно от инициаторов котировок. Третья - поставка ликвидности в форме предмета торга - драгметаллы, отдельные группы товаров.

Таким образом, поставка международной ликвидности будет обеспечена на все возможные категории финансовых инструментов, которые обращаются в мире, в любое время. Это позволит клиентам - их брокерам - уйти от необходимости совершения встречной операции при ведении маржинальных торгов.

Рынок форекс, который представлен в Украине, приобретет цивилизованный вид. Сегодня его клиенты вынуждены совершать рискованные операции, не имея возможности страховать свои риски.

Реализация нашего проекта позволит участникам защищать свои риски как в части сохранности средств, так и в части минимизации торговых рисков.

Силами участников нашей инициативной группы было подготовлено, согласовано и утверждено НБУ положение по осуществлению арбитражных операций, а также процедура финансового и налогового учета таких операций.

Следует отметить, что положение имеет ограничения по категориям участников и финансовым инструментам в соответствии с требованиями НБУ. Предлагаемые же нами платформы имеют огромный спектр финансовых инструментов.

В случае либерализации политики НБУ в части проведения арбитражных операций широкие возможности данных платформ предоставят неограниченный потенциал для украинских инвесторов по инвестированию и хеджированию рисков на украинском и международном рынках.

Глава НБУ Валерія Гонтарева. Фото unian.net

Результатом получения WLP станет оформление в региональное управление упомянутых ведущих мировых биржевых платформ.

Проект предполагает расширение международной ориентированности этих платформ путем внедрения украинских торговых модулей. Это позволит поставлять котировки на украинские финансовые инструменты и товары всех категорий участников международного фондового и товарного рынков.

Хочу упредить естественный вопрос о работоспособности этих платформ. По оценке ведущих аналитиков и профильных изданий они более десяти лет является лучшими в мире.

На них выведены котировки более 30 ведущих мировых бирж с применением таких финансовых инструментов: Fx - более 160 валютных пар, включая золото и серебро, валютные опционы, CFD, акции, ETF/ETC, фьючерсы, биржевые опционы, облигации. Платформы используют клиенты 180 стран.

Члены нашей инициативной группы готовы расширить ранее согласованное положение и подать на утверждение регуляторам его новый вариант.

Это позволит Украине в лице государства, производителей, инвесторов и частных клиентов иметь реальную возможность стать полноценным участником биржевых торгов во всем мире в рамках действующего законодательства Украины.

Запустить проект можно за три месяца. Запуск международных платформ позволит реализовать программный продукт (финансовую утилиту), техническое задание которой и ядро разработаны участниками нашей инициативной группы.

Финансовая утилита создана с целью расширения возможностей при ведении основной деятельности украинскими банками и потребителями их услуг, прозрачности финансового рынка, популяризации финансовых инструментов среди населения, создания дополнительной ликвидности для экономики страны.

Похожий проект запущен в рамках НБУ - Дилинговый центр, однако он узконаправленный, носит "навязанный" характер, ограничен по категориям пользователей, вызывает нарекания участников в части использования.

Утилита имеет функцию ведения внутреннего неттинга и реал-тайм отчетность по любому параметру. Реализован генератор формирования актуальной котировки и пользовательский автомат отслеживания котировок в заданных пределах.

Утилита располагает возможностью введения дополнительных форм отчетностей и рассылок по требованию уполномоченных органов. Отдельным модулем идет система учета и контроля над выпуском и обращением финансовых обязательств.

Участники нашей инициативной группы также разрабатывают проект по созданию международного паспорта юридического лица - резидента Украины.

Пресс-конференция "Как за сто дней организовать финансирование для производителей и органов местного самоуправления".

Его назначение - постановка на все возможные формы международного учета юридических лиц, включая листинг бирж, с возможностью получения актуальной финансовой информации в режиме реал-тайм для потенциальных инвесторов.

Следующий акцент - на международном банке поставки ликвидности. Участниками нашей инициативной группы подготовлены механизмы по преобразованию украинских финансовых инструментов в международные форматы с формированием необходимой ликвидности.

Привлечение такого банка и процедуры взаимодействия подготовлены.

Для защиты украинских производителей и потребителей от различных рисков создан механизм формирования хеджирующих инструментов по факту совершения какой-либо товарной операции с поставкой и без нее.

Значение этой разработки переоценить невозможно. Это возможность долгосрочного планирования и защиты от ценовых колебаний.

Более того, появится возможность реализации учета и введения рейтинга хранителей товарных масс с возможностью вывода на фондовый рынок их материальной ответственности в документарном виде, что явится отличным толчком для расширения факторинговых операций.

Участники инициативной группы разрабатывают также механизмы оборота SKR - банковская сохранная расписка - на разведанные запасы природных ресурсов.

Реализация механизма позволит обеспечить финансирование для разработки месторождений. Идея заключается не в реализации природных ресурсов, а в их добыче и переработке с последующей реализацией конечного продукта.

Например, Украина занимает одно из ведущих мест в мире по запасам титана.

Одним из важных аспектов реализации проекта является обеспечение деятельности обслуживающего банка - резидент Украины. Мы ведем переговоры с рядом финансовых институтов с участием государственного капитала.

В качестве новых финансовых продуктов для украинского рынка мы подготовили инструменты, ориентированные на содействие стабилизации курса национальной валюты и защиту частного капитала от валютных и инфляционных рисков.

Основой части таких инструментов является международная поставка (обеспечение ликвидностью) драгоценных металлов против украинской валюты.

Наша инициативная группа готова к реализации этих мер. Понимая, что бюрократические препоны и интересы чиновников и предпринимателей станут преградой при лоббировании проекта в госструктурах, мы решили реализовать проект в коммерческом формате. Стоящие перед страной задачи нужно решать.

Фото zn.ua

Как-то в беседе с сотрудником Минэкономики меня посетила мысль о профессиональной непригодности этого чиновника. Он "плавал" в понимании не только целей и задач министерства, но и сути экономики в целом.

В процессе освещения проекта мы будем исходить из того, что основная функция экономики состоит в формировании отношений в системах производства, распределения и потребления.

Биржевые институты - это не площадки для решений личных задач, порой криминального оттенка, а лицензируемые финансовые институты, основной задачей которых является обеспечение организации торгов.

Мы нашли проектное решение по созданию таких институтов, которые будут соответствовать мировым аналогам и даже смогут с ними конкурировать.

Я упоминал о принятом нами решении реализовать проект в режиме предпринимательства. Однако реалии жизни таковы, что без участия государственного капитала реализация проекта будет весьма затруднительной.

Анализируя текущее состояние фондового рынка Украины, мы приходим к прискорбному выводу: он находится в глубокой спячке. Причин много.

Отсутствие защиты интересов инвесторов и хеджирующих инструментов, узкая специализация бирж, малый набор сервисов, высокая коррупция, большой объем торгов на основании инсайдерской информации, большой удельный вес "мусорных" бумаг, низкий уровень акций, находящихся в свободном обращении.

Однако самое важное - модель развития экономики, базирующаяся на максимальной оптимизации налогообложения. Как, результат - наращивание декларируемых убытков с сокрытием прибыли через схемные продукты и вывод капитала в офшор с реинвестированием части выведенного капитала.

В итоге, мажоритарные акционеры не заинтересованы в росте капитализации предприятий, а организаторы биржевых торгов - в развитии рынка. В условиях отсутствия конкуренции они довольствуются достигнутым.

О товарных биржах сказать что-либо позитивное вообще невозможно. Фактически украинские товарные биржи - это доски объявлений, обслуживающие чьи-то схемные решения весьма сомнительного характера.

В Украине отсутствует четкая стратегия государства по развитию фондового и товарного рынков. Однако без такой стратегии невозможно эффективно стимулировать развитие экономики, используя рыночные механизмы. Напрашивается вывод: такую стратегию необходимо разработать и реализовать.

Одним из важных элементов этой стратегии должно быть создание биржевых институтов - фондовой и товарной бирж - с участием государственного капитала.

Фото nvestblog.net.ua

Участие госкапитала важно не только в части повышения контроля, но и в части реформирования принципов функционирования товарных бирж и создания предпосылок для роста доверия инвесторов - резидентов Украины и зарубежных  инвесторов, финансовых и биржевых институтов.

Некоторые важные аспекты развития товарного рынка могут быть реализованы исключительно с участием государства.

Так, одним из ключевых направлений в оживлении товарного рынка и роста оборота товарных бирж является создание условий для развития системы аккредитованных складских хранилищ с их участием в операциях поставки по поставочным контрактам - форвардам.

Без участия государства как регулятора, контролера и, возможно, донора невозможно создать надежную систему аккредитованных складских хранилищ.

Следующий шаг - развитие системы формирования рейтинга участников фондового и товарного рынков, создание системы независимых оценщиков товарно-материальных ценностей. Здесь роль государства трудно переоценить.

Надеюсь, народные депутаты согласятся с важностью проекта и отзовутся предложениями содействия в его продвижении.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.