Дубина из прошлого
Замглавы налоговой в пятницу презентует концепцию создания Службы финансовых расследований. Идея давняя, но судьба ее туманна.
Владимир Хоменко стал первым заместителем главы Государственной фискальной службы совсем недавно.
Тем не менее, в пятницу, 13 июня, он планирует презентовать на Совете предпринимателей при Кабмине свое творение - концепцию создания Службы финансовых расследований.
Ожидается, что чиновник представит соответствующий законопроект и ряд других нормативно-правовых актов.
В кулуарах эти документы обсуждаются еще с конца мая. Теперь же Хоменко решился легализовать свою идею на официальном уровне.
В конце марта стало известно, что Хоменко, назначенный на тот момент заместитель министра доходов и сборов и курирующий силовой блок ведомства, планирует вернуться к идее создания Службы финансовых расследований.
Дело тогда дошло до рассмотрения соответствующего проекта на правительственном комитете, но потом все заглохло.
На самом деле эта идея не нова, и принадлежит она отнюдь не Хоменко. Впервые ее пытался реализовать последний руководитель налоговой милиции Виктор Головач, а также его подчиненные Василий Коваль и Юрий Атаманюк.
Их попытка пришлась на весну 2013 года. Тогда по поручению премьера Николая Азарова министерства рассматривали придуманный ими законопроект "О службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)".
Однако тогда "проталкивание" данного законопроекта происходило в рамках противостояния между Головачом и недавно на тот момент назначенным министром доходов и сборов Александром Клименко. В итоге верх одержал Клименко, и законопроект Головача был отложен на дальнюю полку.
Это даже хорошо. Налоговые милиционеры, репутация которых никогда не была безупречной, выписали такой акт, который предоставлял им максимум полномочий при минимуме ответственности. Этот монстр уничтожил бы всякий бизнес в Украине.
Мартовские проекты о создании службы, внесенные в Кабмин Владимиром Хоменко, ничем не отличались от документов Головача. Скопированными оказались даже мелкие ошибки и неточности. Складывалось устойчивое впечатление, Хоменко не столько присвоил идею Головача, сколько решил вместе с ним ее реализовывать. Хотя сам он это отрицал.
За прошедшие месяцы удалось наработать больше документов, но концептуально планы по созданию СФР остались прежними.
Речь идет о создании центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства. Под соусом устранения дублирования функций этот монстр будет создаваться на базе Государственной финансовой инспекции. В него войдут следующие подразделения.
Для перегляду документа натисніть на фото |
1. Налоговая милиция Государственной фискальной службы.
2. Департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем Государственной фискальной службы.
3. Департамент государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД.
4. Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД в части экономических преступлений.
5. Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ.
Любопытно, что создание службы на базе Госфининспекции - это "родовая травма" проекта еще со времен Головача. Госфининспекция выполняет вполне узкие функции, связанные с контролем над расходованием бюджетных средств.
Она не в коем случае не является правоохранительной или силовой структурой, поэтому создание на ее базе силового монстра выглядит нелепо. Однако отойти даже в этом от концепции Головача Хоменко почему-то не может.
Среди множества аргументов в пользу создания службы ее авторы приводят и цифры по возмещению убытков бюджетам всех уровней, которых удалось добиться подразделениям налоговой милиции.
Для перегляду документа натисніть на фото |
Видимо, с их точки зрения эти цифры должны всех поразить. За три года, с 2011 года по 2013 год, таких убытков возмещено "аж" 1,6 млрд грн. Это значительно больше, чем возместили вместе следователи прокуратуры, МВД и СБУ, - 0,3 млрд грн. Однако для осведомленных людей эта цифра смехотворна.
Во-первых, содержание налоговой милиции за тот же период обошлось значительно дороже.
Во-вторых, основной целью деятельности следователей других силовых органов является не возмещение убытков бюджетов.
В-третьих, авторы не приводят объема ущерба, нанесенного экономике налоговой милицией, а ведь он колоссален. Причем эта деятельность с приходом нового руководства налоговой милиции не изменилась.
Уголовные дела продолжают возбуждаться по надуманным поводам, в том числе - без вынесения налогового уведомления, обжалованного в суде. Возбужденные дела никто закрывать не собирается. Никакой их публичной инвентаризации новое руководство не проводило, расследования продолжаются.
Новые дела возбуждаются сотнями. По-прежнему используется схема их возбуждения по "левым" статьям, например "служебная халатность" или "служебный подлог. Эти статьи позволяют возбуждать дела даже по факту минимальных нарушений. О декриминализации ответственности речь не идет.
Для перегляду документа натисніть на фото |
По факту возбуждения уголовных дел по-прежнему массово направляются запросы с просьбой о предоставлении оригиналов первичных документов контрагентам налогоплательщика, против которого оно возбуждено.
Другими словами, методика работы налоговой милиции, направленная на уничтожение бизнеса и создание поводов для дополнительного заработка самих налоговых милиционеров, нисколько не изменилась.
Для реализации задуманного Хоменко нужно принять ряд актов.
1. Закон "Про основи запобігання та боротьби з економічними правопорушеннями і здійснення фінансового контролю".
2. Постанову Кабміну "Про створення Служби фінансових розслідувань".
3. Постанову Кабміну "Про затвердження положення про Службу фінансових розслідувань".
4. Постанову Кабміну "Положення про проходження служби співробітниками Служби фінансових розслідувань України".
5. Постанову Кабміну "Положення про спеціальні звання співробітників Служби фінансових розслідувань, порядок присвоєння цих звань та їх співвідношення з іншими спеціальними та військовими, званнями, рангами державних службовців".
Для перегляду документа натисніть на фото |
Как раз здесь у Хоменко могут возникнуть проблемы.
Постановления правительства он бы, наверное, еще "протянул", даже несмотря на сопротивление глав СБУ и МВД, ведь Хоменко находится на короткой ноге с премьером Арсением Яценюком. Однако до этого нужно обзавестись законом, а здесь могут возникнуть основные проблемы.
Во-первых, в создании такой "дубины" не будут заинтересованы многие депутаты.
Во-вторых, посильную помощь в сопротивлении депутатам наверняка окажут главы СБУ и МВД Валентин Наливайченко и Арсен Аваков, которые вряд ли захотят лишиться контроля над своими самыми "вкусными" подразделениями. И даже если произойдут кадровые перестановки в правительстве, их последователи тоже не будут в восторге от усиления налоговой милиции за счет ослабление силовиков.
В-третьих, этот вопрос нужно будет согласовать с президентом Петром Порошенко и главой Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским, который контролирует одну из крупных фракций в парламенте и оказывает влияние на кадровые назначения в Налоговой.
Даже если все пройдет гладко, на финише Хоменко может ждать разочарование. И это главный вопрос. Заветное кресло в службе не обязательно достанется именно ему.
Для перегляду документа натисніть на фото |
P.S. Хотя о бюджетной поддержке создания СФР речь пока не идет, Хоменко каким-то образом находит финансовые источники для продвижения своей идеи.
В частности, на кулуарных презентациях их участникам раздаются блокноты и ручки с логотипами несуществующей службы, арендуются залы и нанимаются ведущие.
***
Фото на головній: Володимир Хоменко. Фото minrd.gov.ua
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.