Биоэнергетика: быть или не быть

Пятница, 29 ноября 2013, 12:02
Требование о 50% "местной составляющей" в проектах биоэнергетики остановит их развитие. Собственно, это уже произошло. Остался один строящийся объект.
Георгий Гелетуха, глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины


Инновации в действии

19 ноября на сайте Минэкономразвития обнародован для обсуждения проект закона относительно снижения требований местной составляющей для объектов электроэнергетики, претендующих на получение "зеленого" тарифа.

Какова основная идея законопроекта?

Он предлагает уменьшить размер "местной составляющей" с 50% до 25%. Для электростанций, производящих ток из ветра, солнечного излучения и биомассы, - с 1 июля 2014 года, а для станций, производящих электроэнергию из биогаза, - с 1 января 2014 года.

Хорошо это или плохо?

Короткий ответ: это значительно лучше нынешних требований - 50% с июля 2014 года. Однако это сохраняет значительные риски для проектов и не имеет большого смысла, по сравнению с полной отменой этого требования.

Давайте разберемся в нюансах на примере сектора биоэнергетики.

"Местная составляющая" - это минимально необходимая доля отечественного оборудования при сооружении электростанций, работающих на альтернативных видах топлива, для получения более высокого "зеленого" тарифа в сравнении с обычным. Он позволяет инвесторам быстрее вернуть свои вложения.

Сегодня мы быстро приближаемся к моменту введения в Украине требования о 50% "местной составляющей": 1 июля 2014 года - для электростанций на биомассе и 1 января 2015 года - для электростанций на биогазе.

К сожалению, производство большинства видов оборудования для станций на биомассе и биогазе в Украине не освоено. По нашему прогнозу, оно не может быть налажено в оставшийся срок до введения данного требования.

Украинские производители никогда не выпускали и не выпускают паровых котлов для сжигания биомассы мощностью свыше 10 МВт, паровых турбин мощностью 1-10 МВт, когенерационных установок на биогазе мощностью 0,1-1 МВт, оборудования для биогазовых установок.

Требование о 50% "местной составляющей" в проектах биоэнергетики остановит их развитие. Собственно, это уже произошло. Остался всего один строящийся объект в области производства электроэнергии из биомассы и несколько - в области производства электроэнергии из биогаза.

Причем эти объекты хотят успеть ввести в эксплуатацию до введения требования о 50% "местной составляющей". Остальные инвесторы остановили развитие проектов или инвестируют в подобные проекты в других странах.

Пожелания авторов закона о "зеленом" тарифе в Украине напоминает поговорку: лучше быть богатым и здоровым. В принципе, никто с этим не спорит: лучше экономить импортируемый в Украину газ, построив ТЭЦ на местном сырье и используя при этом местное оборудование. А если его нет, как сейчас?

Модульна котельня на на біопаливі. Фото mkone.ru

Мы требуем установки несуществующего украинского оборудования, а поскольку никто этого выполнить не может, продолжаем закупать российский газ. Не лучше ли его экономить, даже используя "чужое" оборудование? Объемы возможной экономии в этом секторе - до 4 млрд куб м газа в год. Есть за что побороться.

Аргументы о необходимости сохранить "местную составляющую" обычно озвучивают представители производителей оборудования. Требование, говорят они, поможет росту внутреннего производства, экспорту технологий, созданию рабочих мест в области производства энергии и оборудования.

Против сохранения данной нормы зачастую выступают представители потребителей оборудования, девелоперы проектов, профильные ассоциации.

Требование часто поддерживают лоббистские группы, которые стремятся монополизировать рынок поставок оборудования и услуг для "зеленых" проектов. Монополизация негативно влияет на экономику: искажает принципы международной торговли, снижает количество участников и конкуренцию.

Это увеличивает стоимость местного производства и снижает качество такого оборудования. Как следствие разрабатывается все меньше "зеленых" проектов. В то же время снижение качества оборудования приводит к уменьшению количества часов его работы и низким показателям эффективности производства энергии.

Указанные факторы приводят не к созданию рабочих мест, а лишь к более высоким ценам на электроэнергию для потребителей. Данный негативный эффект наиболее сильно проявляется в странах, которые вводят требование "местной составляющей", не имея налаженного местного производства оборудования.

Биоэнергетическая ассоциация Украины предлагает отменить "местную составляющую". Одна из причин - эта норма противоречит принципу недискриминации Всемирной торговой организации.

В декабре 2012 года ВТО сделала аналогичный вывод относительно программы по "зеленому" тарифу канадской провинции Онтарио. Также использование данного требования противоречит правилам конкуренции, установленным ЕС.

Вітрова електростанція в Іспанії, збудована на вершинах гір. Фото wikipedia.org

В Украине этот вопрос получил и политическую окраску. Отказ от "местной составляющей" стал одним из шести экономических требований для подписания соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Такую информацию несколько недель назад озвучил еврокомиссар по торговле Карел де Гухт.

О противоречии требования "местной составляющей" принципам Европейского энергетического сообщества, членом которого является и Украина, недавно в Киеве говорил глава его секретариата Янез Копач.

Еще один аргумент в пользу отмены "местной составляющей" - Украина не выпускает технологического оборудования для сектора производства электроэнергии из биомассы, биогаза и твердых бытовых отходов.

Ряд международных финансовых институтов уже объявили о высокой вероятности отказа кредитования ими отраслевых проектов в Украине в случае применения местного технологического оборудования, если оно не сертифицировано по международным стандартам.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.