Восточная Европа - это территория хакеров
"Мы - страна крутых инженеров последние 100 лет, а предпринимателей - только 20. И в этом главная проблема развития бизнеса".
Основатель GetJar - крупнейшего независимого магазина мобильных приложений - в четверг выступил в Киеве на конференции IDCEE.
В 2007 году долю в компании купил венчурный фонд Accel Partners, инвестировавший также в Facebook, Groupon, Kayak.
О том, почему Лаурс инвестирует в стартапы в Восточной Европе, и чем они отличаются от IT-бизнесов в США, он рассказал "Экономической правде".
• Восточная Европа - это территория хакеров в хорошем смысле этого слова. Думаю, на IDCEE сложно найти человека, который бы не знал, как установить Microsoft, или "крякнуть" Adobe Photoshop. У каждого на компьютере установлено программ на несколько тысяч долларов, которыми мы умеем пользоваться.
Во всем мире не так. Например, в США студент не может себе позволить купить лицензионный Photoshop, максимум - три раза в неделю он поработает с ним в университете.
Благодаря этому у нас есть технически подкованное поколение, которое способно рождать качественные идеи и имеет огромный опыт пользования программами.
• У нас более смелые идеи при отсутствии культуры их реализации. Например, в США идеи стартапов рождаются по принципу образования планет. То есть идеи какое-то время носятся в воздухе - все мыслят примерно в одном направлении. Затем это реализуется в конкретные идеи. У нас же все очень нестандартно.
• В Восточной Европе выгодно создавать прототипы стартапов, но масштабировать их лучше в США.
Илья Лаурс. Фото автора |
В Литве, где была создана GetJar, мы пытались найти руководителя отдела качества. В США нам это удалось за две недели. Проблема в том, что у нас мало узких специалистов. Люди разбираются во всем, но поверхностно. А когда ты строишь глобальный бизнес, нужно, чтобы количество перешло в качество.
• Мы страна крутых инженеров последние 100 лет, а предпринимателей - только 20. И в этом главная проблема развития бизнеса. Например, в Литве еще пять лет назад стартапов не было. Когда я первый раз общался с венчурным фондом, я понятия не имел, что это, хотя уже тогда имел экономическое образование.
Фото sumit4all.com |
Недавно мне 12-летний парень в США рассказывал, что такое IPO. Он также поведал историю, как Сергей Брин получил стартовые деньги на Google. При этом рассказывал он об этом как о вещах абсолютно очевидных всем.
• Я вижу, что для рывка IT-бизнеса в нашем регионе уже есть все условия, не хватает только знаний у самих предпринимателей.
Я знаю точно, что из 100 выпускников Стенфорда, которые хотят основать свой бизнес, 80 его откроют. В Восточной Европе - только 20. У нас главная проблема - в инертности: если никто вокруг так не делал, тебе страшно стать первым.
Фото автора |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.