Ранняя стадия нового кризиса?
Пока ФРС пытается выйти из валютного стимулирования QE, многие активно развивающиеся экономики неожиданно обнаруживают себя в жестких тисках.
Валютные и фондовые рынки в Индии и Индонезии падают, и сопутствующий ущерб становится очевиден для Бразилии, Южной Африки и Турции.
ФРС настаивает, что ее не в чем винить. Это та же абсурдная позиция, которую она отстаивала в связи с последствиями Великого кризиса 2008-2009 годов.
Тогда она настаивала, что ее чрезмерные монетарные компромиссы не имели ничего общего с пузырями в недвижимости и кредитовании, которые едва не столкнули мир в пропасть.
Она продолжает отрицать, что если бы не подавление процентных ставок, которое валютное стимулирование осуществляет в развитых странах с 2009 года, то в поисках доходности "горячие" деньги не запруживали бы развивающийся мир.
Как и в середине 2000-х годов, вину можно возложить много на кого. ФРС едва ли одинока в проведении нетрадиционного денежно-кредитного смягчения. Кроме того, в упомянутых развивающихся экономик есть одна общая черта: большой дефицит по текущим счетам.
По данным МВФ, дефицит внешнеторгового баланса Индии, например, в 2012-2013 годах составит 5% ВВП по сравнению с 2,8% в 2008-2011 годах.
Дефицит Индонезии за 2012-2013 год составит 3% ВВП, что представляет собой еще более резкое отличие от профицита 0,7% в 2008-2011 годах. Сопоставимая картина отмечается в Бразилии, Южной Африке и Турции.
Большой дефицит текущего счета является классическим симптомом жизни не по средствам в предкризисной экономике, когда инвестирование больше сбережений. Единственный способом сохранить экономический рост перед лицом таких дисбалансов - занимать излишки сбережений за рубежом.
Здесь в игру вступает валютное стимулирование. Оно предоставляет прибыль от рыскающего в поисках доходности капитала инвесторов из развитых стран, позволяя растущим экономикам оставаться на траектории быстрого роста.
Исследование МВФ определяет кумулятивный приток капитала в развивающиеся экономики с момента начала QE в 2009 году близким к 4 трлн долл.
Соблазнившись песнью сирен развивающихся рынков о высокой доходности, эти наводнившие развивающиеся рынки потоки капиталов усыпили их, заставив поверить, что их дисбалансы жизнеспособны.
Капиталы позволили рынкам избегать необходимости принятия дисциплинарных решений для возврата экономики на более стабильный и жизнеспособный путь.
Это очень характерная черта современной мировой экономики. Вместо обуздания экономического спада, о котором предупреждают дефициты текущего баланса, политики предпочитают делать ставку на более рискованные гамбиты роста, которые, в конечном счете, имеют неприятные побочные эффекты.
Фото flickr.com |
Это было справедливо для развивающихся стран Азии. Не только для сегодняшних Индии и Индонезии, но и для 1990 годов, когда резко обострившиеся дефициты по текущим операциям стали предвестником мучительного финансового кризиса 1997-1998 годов. Это справедливо и для развитых стран.
Растущий дефицит по текущим операциям Америки в середине 2000-х был ярким предупреждением о вопиющих перекосах, создавшихся вследствие смещения в сторону зависимых от активов сбережений, в то время как на рынках активов и на кредитных рынках нарастали опасные пузыри.
Кризис суверенного долга в Европе является результатом резкого несоответствия между периферийными экономками с огромными дефицитами баланса - особенно Греции, Португалии и Испании - и Германией с ее профицитом баланса.
Центральные банки сделали все, чтобы искусно обойти эти проблемы. При председательстве Бена Бернанке и его предшественника Алана Гринспена ФРС попустительствовал нарастанию пузыря в активах и кредитах, относясь к ним как к новым источникам экономического роста.
Бернанке пошел еще дальше. Он уверял, что плюсы росту от QE будут существенными, чтобы компенсировать дестабилизирующие потоки "горячих" денег. Однако отсутствие этих плюсов во вялой экономике США разоблачают валютное стимулирование как мишуру ликвидности.
Стратегия выхода из валютного стимулирования, если ФРС наберется для этого мужества, должна будет сделать нечто большее, чем перенаправить излишки ликвидности из более доходных развивающихся рынков на внутренние рынки.
ФРС только намекает на первый этап выхода - утихание валютного стимулирования, а финансовые рынки уже ожидают сокращения финансовой эмиссии и итогового роста процентных ставок в развитых странах.
Неважно, что ФРС обещала постепенность действий. Как показывает более чем однопроцентный рост по долгосрочным "казначейкам" за последний год, рынки имеют свойство быстро свести на нет все усилия по этому плавному отказу.
Благодаря этому свойству, корректированный с поправкой на риск доходный арбитраж начал двигаться против ценных бумаг развивающихся рынков.
Неудивительно, что страны с дефицитом текущего баланса начинают ощущать жар в первую очередь. Внезапно их перекосы в инвестициях и сбережениях становится труднее финансировать, что болезненно сказывается на валютах Индии, Индонезии, Бразилии и Турции.
Фото wikimedia.org |
В итоге эти страны оказываются в ловушке. Традиционная оборонительная стратегия для теряющих ценность валют влечет за собой более высокие процентные ставки. Это неприятный вариант для развивающихся стран, также оказывающий понижательное давление на экономический рост.
Где оно остановится, не знает никто. Так было в Азии в конце 1990 годов, то же верно для США в 2009 году. Учитывая более десятка крупных кризисов, поражавших мир с начала 1980-х, послание трудно не уловить: дисбалансы нежизнеспособны, как бы центробанки ни пытались уклониться от последствий.
Развивающиеся страны испытывают час расплаты ФРС. Они виновны в неспособности принять лицом к лицу свои дисбалансы. И ФРС также, если не более, виновна в организации этого эксперимента.
Оригинал публикации: project-syndicate.org
Перевод на русский: mixednews.ru