Украинская правда

Трансфертное ценообразование и чувство меры

Внедрение правил трансфертного ценообразования влечет создание дополнительной административной нагрузки на предприятия. В этом смысле поучителен опыт России.

Как правительство может предотвратить сопротивления представителей бизнеса нововведениям, из-за которых олигархам придется платить больше налогов?

Значение трансфертного ценообразования трудно переоценить. Это один из самых эффективных способов избежать нечестного перераспределения средств между юрисдикциями и обеспечить должный уровень поступлений в госбюджет.

По мировой статистике, каждая пятая проверка по вопросам трансфертного ценообразования приводит к дополнительным налоговым начислениям.

Более 60 стран уже внедрили контроль над трансфертными ценами, все больше стран совершенствуют свое законодательство в этом аспекте.

С уверенностью можно сказать, что среди всех налоговых вопросов вопросы трансфертного ценообразования на данный момент являются наиболее актуальными как для государств, так и для налогоплательщиков.

О законодательной неполноценности

До 1 января 2013 года полноценного контроля над трансфертными ценами в Украине фактически не существовало.

В первую очередь, это было обусловлено несовершенным законодательным регулированием и отсутствием у налоговых органов эффективного механизма проверки соответствия применяемых налогоплательщиками цен рыночным ценам.

По сути, все регулирование сводилось к единственной норме, предусматривающей только один метод определения рыночной цены, который в практике других стран используется в исключительных случаях.

Ситуация несколько изменилась со вступлением в силу статьи Налогового кодекса о рыночных ценах, однако одной лишь этой статьи недостаточно для грамотного и эффективного применения новых правил.

В ней не хватает целого ряда важных принципов и правил трансфертного ценообразования, и ее применение может быть невыгодным как налогоплательщикам, так и налоговым органам.

В первую очередь стоит упомянуть слишком широкий круг операций, к которым применимы обычные цены.

Хотя статья упоминает все методы определения рыночных цен для целей налогового контроля, в ней отсутствует механизм и порядок их применения, что неизбежно приведет к спорам между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Механизм начисления налоговых обязательств с применением правил обычных цен несбалансированный: налоговые органы обязаны обращаться в суд для проведения дополнительных налоговых начислений за нарушение правила рыночных цен.

Глава Миндоходов Александр Клименко. Фото sts.gov.ua

Недостаточно обоснованным является и наличие разрешения на 20-процентное отклонение от рыночных цен. Учитывая, что рыночная цена никогда не бывает единой, а предусматривает определенный диапазон, 20-процентное отклонение от такого диапазона фактически позволяет существенное манипулирование ценами.

Об иностранном опыте

Безусловно, принятие закона о трансфертном ценообразовании и закрепление принципа, что доход от деятельности должен подлежать налогообложению в той юрисдикции, где он был заработан, создаст основу для пересмотра украинскими предприятиями своих внутренних цен.

Основной вопрос, однако, состоит в имплементации этих правил и создании эффективного механизма контроля со стороны налоговых органов.

Во всех странах с развитым налоговым законодательством наиболее распространенным способом контроля является требование по составлению специальной документации в отношении контролируемых сделок.

Некоторые государства для обеспечения наиболее эффективного и прозрачного механизма администрирования вопросов трансфертного ценообразования также внедряют требование о подготовке уведомлений о контролируемых сделках.

По результатам анализа таких уведомлений налоговые органы имеют возможность сформировать понимание общей ситуации с ценообразованием на рынке и определить "целевую группу" плательщиков для будущих налоговых проверок.

Обязанностью государства при этом является соблюдение баланса между своими интересами и интересами налогоплательщиков.

Внедрение правил трансфертного ценообразования само по себе влечет создание дополнительной административной нагрузки на предприятия.

Если же при этом компании будут обязаны создавать отдельный документ для каждой контролируемой сделки и подавать всю первичную документацию, это затруднит ведение бизнеса и потребует от предприятий существенных инвестиций в административную функцию трансфертного ценообразования.

В этом смысле поучителен опыт России. Подавать уведомления о контролируемых сделках там обязаны все налогоплательщики, однако документация должна быть составлена только в отношении тех операций, которые проверяются налоговиками.

Фото mger2020.ru

Требования о предоставлении первичных документов в России нет. В этом случае и государство обладает эффективным механизмом мониторинга и контроля, и административная нагрузка на налогоплательщиков не так сильна.

В развитых странах обычно функционируют специализированные департаменты налоговой службы, где централизованно работает группа специалистов, ответственных за проведение проверок на предмет соблюдения правил трансфертного ценообразования.

В состав таких групп входят юристы, инженеры, экономисты и независимые бухгалтеры, которые обладают солидными знаниями в области технических аспектов трансфертного ценообразования и специализируются в этой области.

Такой подход обеспечивает определенную объективность и позволяет налоговым органам накапливать опыт решения однотипных вопросов. Надеемся, что налоговики воспользуются опытом других стран и создадут специальный орган, представители которого пройдут специальное обучение.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.