Первый закон Фирташа-Хорошковского
Инновации в действии
Продажа Валерием Хорошковским своей медиагруппы, центральным элементом которой является телеканал "Интер", стала одним из самых громких событий в украинском бизнесе с начала 2013 года.
Эта "громкость" обуславливается, прежде всего, политической составляющей, ведь сегодня "Интер" является самым популярным телеканалом страны.
Обратимся к данным, опубликованным на сайте телеканала.
Там сообщается, что в 2012 году "Интер" лидировал по показателям телесмотрения по всем основным целевым аудиториям. Не утомляя читателя обилием цифры, отметим, что общее покрытие "Интера" составляет 99,7% страны.
Почему это важно? Хотя бы потому, что в сегодняшней Украине телевидение - главный инструмент манипуляции общественным мнением. Избитое изречение Ротшильда о владении информацией применяется в Украине в самой извращенной форме.
С помощью "шайтан-ящика", в котором лучшие эфирные часы отдаются "правильным" политическим ток-шоу, а редакционная политика новостных программ является "идеологически выдержанной", формируется нужное общественное мнение. Нужное, само собой, власти.
"Украинская правда" неоднократно писала, как происходят подобные манипуляции. Повторятся смысла нет.
В таком положении вещей нет ничего удивительного, ведь крупнейшие телеканалы страны контролируются несколькими олигархами. В частности, это Виктор Пинчук (главные телевизионные активы - ICTV, СТБ) Игорь Коломойский ("1+1"), Ринат Ахметов ("Украина").
Для них владение медиа-ресурсом, который способен вложить в голову избирателям нужные мысли, в первую очередь - предмет торга и защита от посягательств власти.
Бизнесмен Хорошковский долгие годы заведовал центральной кнопкой и при любой власти был уважаемым человеком. При президентстве Януковича даже до генерала армии дослужился.
Но случилось странное. После демонстративного ухода из правительства Николая Азарова Хорошковский продал свою медиа-группу Дмитрию Фирташу.
Праздник канала "Интер". Фото Дмитрия Амидова |
Надо сказать, что Хорошковского всегда причисляли к условной группе "Росукрэнерго", одним из духовных лидеров которой Фирташ и является вместе с Юрием Бойко и Сергеем Левочкиным.
Источники утверждают, что после отставки первого правительства Азарова Хорошковский имел амбиции сесть в премьерское кресло. В этом его якобы всецело поддерживали "газовщики", но Виктор Янукович решил так, как решил.
Он "реставрировал" Азарова в качестве церемониального премьера и назначил правительство "Семьи".
Хорошковский же громко хлопнул дверью, и этот хлопок очень отчетливо был слышен на частоте "Интера". "Главный канал страны" дал уверенный крен в оппозиционную сторону.
Тогда же шли настойчивые разговоры о недовольстве "газовщиков" удалением Бойко и назначением министром энергетики "семейного" Эдуарда Ставицкого. Были обоснованные подозрения, что "Семья" решила выдавить их из государственного нефтегазового сектора, который традиционно закреплялся за ними.
Все это порождало мысли о конфликте между группой "Росукрэнерго" и "Семьей". С другой стороны, нельзя было забывать и о том количестве государственной собственности, которое было отдано Фирташу за последний год. Было бы несколько странно "входить в клинч" с людьми, которым дали столько.
Впрочем, "атмосфере дружбы и взаимопонимания" также не способствовала информация о том, что Хорошковский получил предложение продать "Интер" от людей, которым не отказывают. То бишь, от "Семьи". О предложенной цене сведений нет, но общеизвестно, что Папа сотоварищи переплачивать не привыкли. Но им было отказано.
И тут сенсация: Хорошковский продал "Интер" Фирташу. В СМИ моментально стали появляться многочисленные версии произошедшего. Дошло до того, что Хорошковского объявили политэмигрантом.
Накануне стали известны некоторые подробности. Выяснилось, что Фирташ получил 80% акций медиа-группы. Еще 20% отошли главе Администрации президента Левочкину. Последний заявил, что передаст их в управление компании Фирташа.
Дмитрий Фирташ на "Интере". Фото inter.ua |
Достаточно легко можно поверить в то, что у Хорошковского есть персональный конфликт с "Семьей". В январе 2012 года Янукович лишил Валерия Ивановича кресла главы СБУ, отправив работать главой Министерства финансов. Руководить спецслужбой, конечно, интересно во всех смыслах, но и Минфин место неплохое.
Вот только финансами Хорошковский заведовал всего месяц. Уже 22 февраля на его должность был назначен малоизвестный на то время "друг Семьи" Юрий Колобов. Хорошковскому же дали должность первого вице-премьера без портфеля.
В прошлом правительстве такая должность приравнивалась к месту "сбитого летчика". Особенно для Хорошковского, который, говорят, мнит себя едва ли не украинским Путиным. Возможно, именно эту опасность почувствовал Янукович и отдалил чиновника.
После второго назначения Азарова амбициозный Хорошковский решил уйти сам, но со скандалом. Что же по этому поводу думали его товарищи Фирташ, Бойко и Левочкин?
Есть мнение, что группа "Росукрэнерго" - это не столько союз, сколько пакт о ненападении. Мол, уважаемые люди договорились друг друга не гнобить, но каждый - самостоятельный игрок.
Возникшая с "Интером" ситуация вполне вписывается в такую трактовку. Можно предположить, что Хорошковский имеет свое мнение, не совпадающее с мнением самодержавным. Тем более, в условиях предложения "Семьи" о продаже "Интера".
Вот и была найдена удобная схема: Хорошковскому было предложено продать телеканал идейно близким Фирташу и Левочкину, вместо, например, Александра Януковича.
"Семья" могла получить некие гарантии информационной лояльности в обмен на учет интересов. Да и Левочкин, в общем-то, не чужой человек - глава администрации как никак.
Таким образом, конфликт между Хорошковским и "Семьей" можно было бы считать исчерпанным. Надо полагать, что "Интер", политическим эфиром которого не один год заведовал политтехнолог Левочкина Игорь Шувалов, останется пропагандистской машиной власти.
С интересами Фирташа и Левочкина все более-менее ясно. Они получили грандиозный медиа-ресурс, а значит, и подобие иммунитета от "отжима". Но что же получил Валерий Иванович? Валерий Иванович получил деньги. Очень много денег.
Сергей Левочкин |
Сама цена продажи официально не была заявлена. Стороны лишь сообщили оценочную стоимость Inter Media Group Limited, в которую входят "Интер", НТН, К1, "Мега", "Энтер-фильм", К2, "Пиксель" и MTV, исходя из которой была продана медиагруппа. Это, на секундочку, 2,5 млрд долл.
В 2012 году журнал "Корреспондент" оценивал состояние Фирташа 3,2 млрд долл. А, например, в 2011 олигарху бы на "Интер" денег вообще не хватило - его состояние оценивали 2,25 млрд долл.
Сложно поверить в то, что Фирташ заплатил за "Интер" полную оценочную стоимость, даже вместе с Левочкиным. Надо полагать, что сумма, которую выручил Хорошковский, несколько меньше. Но она все равно фантастична.
Например, в 2010 году Игорь Коломойский купил каналы "1+1" и "Кино" за 400 млн долл. Люди, осведомленные в ситуации на медиа-рынке, говорят, что справедливая цена за "Интер" - 700-900 млн долл, но никак не 2,5 млрд долл.
Однако есть и другое мерило. Как писала "Экономическая правда", в 2012 году компания Фирташа "Газтек" победила в 13 из 17 конкурсов по продаже государственных пакетов акций облгазов и горгазов. Закрепление своей монополии на этом рынке олигарху стоило 326 млн грн.
В этом же году близкая к Фирташу и Бойко компания "Укристгаз" купила одну из крупнейших в стране Харьковскую ТЭЦ-5 за 340 млн грн. Кроме того, компания Фирташа OstchemGermany выкупила у государства 50%+1 акцию "Крымского титана" за 677,6 млн грн, закрепив еще и титановую монополию.
То есть за всю названную госсобственность, а значит, и за закрепление монополий, Фирташ заплатил 1,343 млрд грнили 167,9 млн долл.
Бред, скажите вы? Действительно - бред. 13 пакетов акций облгазов, контрольный пакет "Крымского титана" и Харьковскую ТЭЦ-5 государство продало почти в 15 раз дешевле оценочной стоимости медиа-группы Хорошковского. Но это факт. В таких условиях разгадывать причудливые политические комбинации нет смысла.
Фирташ и Хорошковский научно доказали самый главный закон: в Украине нужно дорого заплатить за возможность манипулирования общественным мнением, чтобы забирать общественное имущество за копейки.