Торговые сети должны снять корону
Инновации в действии
Итог последних десяти лет для торговли в Украине - неумолимое укрупнение и разрастание торговых сетей.
Они добились безапелляционного превосходства и возможности диктовать условия на отечественном рынке, и в первую очередь, - продуктовых товаров.
Последствия ощутимы как никогда: мы видим практически полное уничтожение линейной розницы, которая для предприятий Украины имела огромное значение, и в том числе - для реализации винодельческой продукции.
Статистика красноречива: сегодня 60-70% продукции винодельческих предприятий реализуется только через крупные супермаркеты.
Однако даже беглый анализ ассортимента покажет, что отечественный производитель представлен торговыми марками всего нескольких предприятий.
Тех, которые, в свое время создали стойкий узнаваемый бренд, и сегодня могут себе позволить платить большие деньги за вход в супермаркеты.
В стране созданы условия, при которых только присутствие в крупной сети дает возможность предприятию рассчитывать на востребованность продукции.
Мы же помним, что виноделов в Украине не десяток и не два. Даже с учетом предприятий, остановившихся из-за кризиса, работает около 50 винзаводов.
Для большей половины из них "Сильпо", "Ашан", "Велика кишеня" недосягаемы. Выход только один - линейная розница, которая неумолимо сужает географию.
Сети, работая напрямую с предприятиями без привлечения посредников, имеют возможность демпинговать, тем самым представляясь в более выгодном свете перед покупателем, и делая работу мелких "ЧП-ешников" нерентабельной.
Сломить эту ситуацию должен законопроект №2067 народного депутата Олега Царева "О стимулировании развития отечественного рынка продовольственных товаров", зарегистрированный в парламенте 22 января 2013 года.
На мой взгляд, ряд ключевых предложений, изложенных в документе, помогут реанимировать небольшие продовольственные магазины по всей Украине, открыть путь производителям Украины на полки тех же супермаркетов, обеспечить рабочими местами тысячи украинцев.
Я говорю о таких нормах, как обязательное присутствие 80% отечественной продукции в объеме товарооборота, размещение в черте города только продовольственных или смешанных магазинов площадью до 300 кв м, перенос супермаркетов за пределы населенных пунктов не менее чем на 5 км.
Фото lunedemiel.fr |
Отдельного внимания заслуживает второй пункт девятой статьи законопроекта. Он устанавливает максимальный срок отсрочки по оплате за поставленный товар - не более 45 дней с момента доставки.
Сейчас сети работают в "уникальных условиях", навязывая производителям отсрочку до 180 дней! Так супермаркеты обеспечивают себе своеобразный полугодовой беспроцентный кредит на развитие собственных торговых марок, организацию собственных импортных поставок и строительство магазинов.
Заграничный товар все больше вытесняет с полок отечественного производителя, который сам и финансирует свое падение.
Только государство может разорвать этот порочный круг, законодательно установив адекватные сроки. Пример тому - Россия, которая работает в условиях 45-дневной отсрочки, учитывающей интересы и производителя, и сетей.
Понятно, что принятие данного законопроекта вызовет сильнейшее противодействие со стороны сетей. С этим столкнулись в других странах, вводя подобные ограничения. Однако государство в конце концов должно подумать о цивилизованном развитии и защите своего внутреннего рынка.
При этом Украина не будет поставлена в условия эксперимента. Опыт, подтвержденный цифрами, демонстрирует Европа. Дав возможность развиваться малому и среднему бизнесу, Польша повысила его долю в ВВП до 60%.
Так почему бы нам не сдвинуться с мертвой точки? Пора возобновить торговый баланс не в угоду отдельным конгломератам, а в помощь целым отраслям.