Почему авто подорожают
Просто о налогах
Эксперты Ассоциации украинских автомобилестроителей "Укравтопром" уверяют, что после введения утилизационного сбора на импортные авто - от 7 250 грн до 30 250 грн дополнительного налога на автомобиль в зависимости от объема двигателя - импортные авто якобы не подорожают.
Эти затраты, дескать, "абсорбируют" производители, просто снизив отпускные цены на автомобили на величину утилизационного сбора. В итоге цены на импортные машины после введения утилизационного сбора останутся прежними.
Одновременно те же эксперты говорят, что без введения утилизационного сбора на импортные авто отечественная автомобильная промышленность погибнет, а вот после его введения отрасль вырастет на 30%.
Включим логику. Итак, если после введения сбора иномарки не подорожают за счет абсорбации, то вследствие чего на 30% вырастет производство на украинских автозаводах, которые сейчас якобы находятся на грани закрытия?
То есть украинцы после введения утилизационного сбора вдруг начнут массово покупать устаревшие "Ланосы", "Авео" и "Черри" украинского производства вместо современных иномарок из ЕС, Японии, Кореи и США?
Причем не от того, что последние подорожали из-за введения сбора, а в результате волшебного воздействия экспертов из "Укравтопрома".
Но если иномарки после введения сбора не подорожают, и расстановка сил на авторынке будет прежней, то зачем "Укравтопром" тратит деньги и усилия, всячески лоббируя введение утилизационного сбора в Украине?
Ведь по их словам на импортерах сбор не отобразится, а отечественным автозаводам придется брать на себя дополнительное бремя - обязательство по утилизации выпущенных ими автомобилей в будущем.
То есть "Укравтопром" всячески лоббирует введение дополнительных обязательств и при этом уверен, что сбор никак не повлияет на импортеров и цены на иномарки, а значит, и их продажи останутся на прежнем уровне. Кто-то из украинцев поверит в таких бессребреников?
Рассуждения экспертов о том, что концерны абсорбируют цены на иномарки, и их стоимость в Украине не вырастет, безосновательны. Кто может знать достоверно, как будут вести себя мировые автоконцерны после подобных действий Украины?
Мне даже не интересно, откуда у "Укравтопрома" информация о поведении мировых производителей. Меня интересует другое: подозревает ли кто-нибудь из руководителей мировых автоконцернов о существовании "Укравтопрома"?
Идет "промывание мозгов" под двумя лозунгами: якобы после введения утилизационного сбора цены на иномарки не вырастут, и якобы владельцы старых авто смогут получить компенсацию при обмене их на новые отечественные авто.
Относительно второго утверждения: денег на эти цели в бюджете нет. Такие утверждения - плод фантазии их авторов. Советую экспертам не играть с огнем - украинцы могут воспринять их серьезно и пригнать под офис "Укравтопрома" старые авто, взамен забрав со стоянки новые машины самих экспертов.
Относительно первого утверждения: иномарки таки подорожают, поскольку в убыток мировые концерны работать не будут.
Да, в США авто дешевле, чем в Украине. Однако в Украине к заводской цене добавляются НДС, акциз и таможенная пошлина. В Штатах же НДС нет, авто - не подакцизный товар, пошлина существует не везде, а основной налог - налог с продажи - платит продавец после реализации авто, поэтому и цены ниже.
Да, в России цены на авто не отличаются от украинских цен, хотя там есть пошлина 25% и сбор на утилизацию, а в Украине - пошлина 10% и сбора пока нет.
Однако в РФ действует 28 сборочных заводов, которые при импорте машинокомплектов не платят ни 25% пошлины, ни утилизационного сбора, а импортируются с уплатой налогов только "Бентли" или "Феррари".
Так что при введении утилизационного сбора стоимость импортных авто вырастет примерно на величину этого сбора в зависимости от объема двигателя. Эксперты из "Укравтопрома" прекрасно об этом знают.
Рассчитывая, что украинцам не по карману будут подорожавшие иномарки, они надеются, что им удастся на треть увеличить выпуск и продажи своих моделей, которые сегодня без этих ограничений не пользуются спросом у украинцев.
Более того, лоббирование законопроекта об утилизационном сборе проводится для того, чтобы на фоне подорожания иномарок через утилизационный сбор иметь возможность повысить цену и на свои авто и получить сверхприбыль.
С этой целью "Укравтопром" весьма своеобразно трактует статистику. По данным ассоциации, опубликованным на ее сайте, в октябре 2012 года якобы продано 23 528 тыс легковых авто, что почти на 28% больше, чем в 2011 году. То есть украинский рынок почти шел на рекорд, и кризиса вовсе нет!
В то же время "Авто-консалтинг" насчитал в октябре лишь 19 819 проданных авто - рост лишь на 5,2%. Разница составляет 18% или 3 709 автомобилей.
Расхождения с каждым месяцем увеличиваются. В том же сообщении "Укравтопром" отмечает, что за девять месяцев процент автомобилей украинского производства составил 21%, а в октябре - упал до 18%.
Искаженная статистика нужна производителям для более наглядной динамики спада собственной доли на рынке, чтобы затем просить защиты у властей. Однако манипуляция только в одном месяце 18 процентами рынка - это слишком.
Кроме того, никто не может проверить правдивость данных по производству автомобилей - эту информацию распространяет исключительно "Укравтопром".
Учитывая манипуляцию статистикой, мы ожидали действий "Укравтопрома" против импортеров и рядовых украинцев путем введения утилизационного сбора.
Более того, по сообщениям прессы украинские автомобилестроители ведут переговоры о покупке патентов на снятые с производства модели. Так что украинцам, в случае принятия утилизационного сбора и исчезновения импорта, предложат еще какую-нибудь устаревшую модель машины.
Однако планам "Укравтопрома" относительно сверхприбылей и увеличения производства вряд ли суждено сбыться. Да, иномарки, официально ввозимые в Украину официальными импортерами, подорожают, но это не значит, что подорожают автомобили, ввозимые в Украину неофициально.
Сегодня есть 12 неофициальных схем импорта машин в Украину. Пробелы в законодательстве позволяют ввозить их без налогов или с их частичной уплатой.
При пошлине 10% эти схемы используются неактивно: проще уплатить налог и спокойно спать, чем платить взятки контролирующим органам. В случае же введения сбора контрабанда и безналоговый ввоз обретут второе дыхание.
При этом украинские граждане, которые будут использовать схемы ввоза авто в Украину без налогов или с их частичной уплатой, будут абсолютно правы, как был прав и российский историк Карамзин, заявив: "Тупость и жестокость российских законов компенсируется их полным игнорированием россиянами".
Каждый может зайти на сайт mobile.de и увидеть, что в Германии можно купить девятилетний БМВ или Ауди без пробега по украинским дорогам за 3-4 тыс евро.
То есть европейцы, зарабатывая в десять раз больше, чем украинцы, могут свободно приобрести автомобиль в два раза качественнее, чем некоторые новые авто украинского производства, и втрое дешевле.
Считаю, что украинцы должны иметь право ввезти для себя подержанный автомобиль из Европы, уплатив небольшой налог, например 10%. Также я считаю, что грабительский акцизный сбор для подержанных и новых авто необходимо отменить, а утилизационный сбор - не вводить.
В противном случае я признаю право украинцев ввозить подержанные авто без уплаты налогов - не нарушая украинское законодательство, а используя пробелы в нем, например, Стамбульскую конвенцию о временном ввозе.
Торжественно обещаю, что в случае принятия в Украине грабительского утилизационного сбора, опубликую для свободного использования автолюбителями ликбез - подробное описание схем безналогового или с частичной уплатой налогов ввоза авто в Украину, без нарушения закона.
"Если вы считаете, что нам платите, - считайте, что мы работаем". Украинцы вправе ездить на тех авто, на которых хотят, и право выбора никому не отнять.
Фото: ukrautoprom.com.ua