Украинская правда

Бумага и цифра: кто кого

"Надо объединяться и подавать в суд на сайты с пиратскими копиями!" - призвал коллег немецкий издатель. Ответом было вежливое молчание россиян.

У России и Германии много общего, по крайней мере - в книжной отрасли.

Приехавший в Москву директор крупнейшей в мире Франкфуртской книжной ярмарки Юрген Боос высоко оценил перспективы российского книжного рынка.

И хотя, как дипломатично выразился он, "уровень трудностей" в Германии и России - разный, пути их преодоления - часто одни и те же.

Главная забота издателей, если судить по многочисленным публикациям в российских и в немецких СМИ, - наступление электронной книги и предполагаемый чуть ли не в ближайшие десятилетия конец книги бумажной.

С цифрами сложно

Однако, по мнению экспертов, собравшихся на ярмарке Non/fiction, слухи о смерти обычной книги сильно преувеличены. Эта точка зрения подкреплена цифрами.

По словам одного из руководителей берлинского издательства Aufbau Рене Штрина, электронные книги дали в 2011 году лишь немногим более 6% общего оборота немецкой книготорговли.

Причем, как и везде, электронная книга - это, прежде всего, книга научная, специальная. Лишь 15% всех электронных книг, выпускающихся в Германии, - это художественная литература и беллетристика.

В России ситуация еще более далека от похоронной. Директор издательства "Росмэн" Борис Кузнецов оценил объем российского книжного рынка в 2012 году 2,5 млрд долл в отпускных ценах. Доля электронных книг в общем объеме продаж еще меньше, чем в Германии: 2-15 млн долл.

Оценки столь разные, потому что, как иронически замечает Кузнецов, "с цифрами на российском рынке сложнее, чем на немецком рынке: все их скрывают".

Как бы там ни было, но удельный вес электронных книг все еще очень мал, и исходящую от них "угрозу" или перспективность - это уж как кто посмотрит - преувеличивать не следует.

"Не надо демонизировать электронную книгу", - так выразился один из участников "круглого стола" "Бизнес-модели будущего книжной отрасли в реалиях Германии и России". Реалии, стоит еще раз подчеркнуть, во многом похожи.

С пиратами трудно

Одной из общих проблем немецких и российских издателей, хотя и в разных масштабах, является пиратство. Правда, Кузнецов подчеркнул, что это не самая большая проблема для российских издателей.

Фото dw.de

Более серьезная трудность - платежные системы. Кредитная карточка или интернет-кошелек есть далеко не у каждого, кто хочет купить книгу в сети. Нужно регистрироваться, а это сплошная морока. И даже тому, кто хотел бы заплатить, это надоедает. Скачать же пиратскую бесплатную копию можно за две минуты.

Однако и здесь в итоге все "упирается" в пиратство. Оптимисты оценивают его масштабы как один к четырем, то есть на каждую купленную электронную книгу приходятся четыре скачанные пиратские копии, пессимисты - один к десяти.

Клеймить позором потребителя - неблагодарное дело, убеждена издатель и главный редактор "Нового литературного обозрения" Ирина Прохорова. В данном случае интересы издателей сталкиваются с интересами читателей, для которых издатели и работают. Но как же все-таки бороться с пиратством?

"Штрафовать тех, кто нелегально скачивает пиратские копии, - бессмысленно и вредно. В Германии это тоже делали, но драконовские штрафы ни к чему хорошему не привели", - говорит Штрин. Бесполезно, по его мнению, и усложнять до бесконечности кодовую защиту копий - код легко вскрывают специалисты.

Причем, как подчеркивает Штрин, речь идет вовсе не о хакерах-бессребрениках, а о мафиозных структурах, зарабатывающих на рекламе, играх и порнографии. Они работают профессионально. А сканировать и представить в электронной версии бумажную книгу вообще не представляет никаких сложностей.

Суд идет?

"Надо объединяться и подавать в суд на сайты с пиратскими копиями!" - призывает коллег немецкий издатель. Ответом было вежливое молчание россиян. В Германии это, может, и эффективно, а в России? Ведущая "круглого стола" Ирина Прохорова очень вовремя подключила к дискуссии зал.

Альтернативные пути и формы борьбы с электронно-книжным пиратством не заставили себя ждать. Электронная книга может больше, чем книга бумажная, и должна это использовать, - таков был лейтмотив. Тогда и конкуренция между ними смягчится, и приобретение электронной книги станет привлекательнее.

Речь идет, например, о контентном поиске, цитировании с указанием источника, мультимедийности, возможности приобретать книгу не всю, а по отдельным главам. Последнее особенно привлекательно для студентов и научных работников, занимающихся той или иной специальной темой.

Фото allelearningsites.com

Зачем им приобретать "бумажную" научную монографию за 200 евро, если можно быстро и легко купить электронную версию нужной главы за 20 евро?

Это очень привлекательно - платить только за то, чем реально пользуешься, но, как заметил Кузнецов, это сужает рынок. Так что простого однозначного решения нет. Зато есть однозначная цель - сделать книгу привлекательнее.

Оригинал публикации: dw.de

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.