Валютный пиар
Нацбанк хочет сбить ажиотаж на валютном рынке, и для этого проводит масштабную пиар-кампанию. Казалось бы, цель неплохая. Но как обычно, при неплохой цели выбраны совершенно корявые механизмы. Более того, старательные пиарщики НБУ решили использовать имя "Украинской правды".
В последние недели одной из топовых тем стал курс доллара. Общеизвестно, что любая информация относительно будущего гривны очень болезненно воспринимается гражданами Украины.
И это не удивительно, учитывая тот факт, что украинцы предпочитают хранить свои скромные сбережения в твердой валюте. Жестокие уроки 1998 и 2008 года, а также коматозное состояние отечественной экономики, внушили стойкое недоверие к гривне.
Еще летом обвал национальной валюты "назначали" на период "сразу после выборов". Была информация о том, что руководство Нацбанка получила высочайшее указание держать курс любой ценой. Самым дискуссионным моментом были ликвидность и объем золотовалютных резервов.
В начале ноября легкая паника таки вспыхнула, и курс качнулся до значений 8,3-8,4 гривны за доллар. И тут Нацбанк решил пальнуть из всех орудий.
Помимо традиционных интервенций на межбанке, светлые головы регулятора придумали ряд законодательных инициатив. Наиболее "популярные" – необходимость продажи части валютной выручки экспортерами и 15% налог на продажу валюты.
Эти сомнительные инициативы мгновенно стали законопроектами. Одну из них – продажу валютной выручки – таки протащили. 15% налог пока завис в воздухе, якобы из-за проблем сбора голосов в Верховной Раде.
Апофеозом стали слова одного из чиновников НБУ о целесообразности введения уголовной ответственности за нелегальные валютные операции. "Экономическая правда" тут и тут подробно писала о том, что такая инициатива – кондовая "совковость" и откровенное запугивание населения.
Но Нацбанк пошел дальше. Уже вторую неделю в Украине идет активная рекламная кампания, ноги которой растут из дома на Институтской. Практически на всех популярных сайтах украинских СМИ можно увидеть баннеры, общий смысл которых заключается в лозунге "Люди, срочно сдавайте доллары".
Баннеры ведут на мнения всевозможных банкиров и экспертов. Одни не устают утверждать, что доллар глобально дешевеет и от него необходимо срочно избавиться. Другие прогнозируют скорое укрепление гривны, а значит обесценивание долларовых сбережений.
Пример рекламной статьи |
В то же время, близкие к власти издания раздают новости о том, что в киевских банках невозможно сдать доллары. Якобы, в кассах не хотят брать "грязные американские бумажки", а купить таковые – вообще не проблема.
Более того, крайне непубличный глава Нацбанка Сергей Арбузов в последнее время активно появляется в телевизоре, настаивая на необходимости введения 15% налога. Что очень напоминает игру в доброго и злого полицейских.
Пример баннера |
Общий смысл этих событий один и тот же – людей хотят стимулировать сдать доллары, посеяв панику обратной полярности. Эти события хорошо обосновывают мнение многих авторитетных экономистов, что история с 15% налогом и уголовной ответственностью – акция устрашения, проводимая с той же целью.
Но, помимо всех названных мероприятий, старательные пиарщики НБУ решили использовать имя "Украинской правды".
На одной из радиостанций крутится ролик о том, что курс доллара в скором времени может скатиться до 5 гривен, и об этом якобы сообщаем мы. Очевидно, речь идет об этой авторской колонке, которая вышла на "Экономической правде".
В ней известный эксперт Александр Охрименко в свойственном ему стиле рассуждает, что в принципе можно и до 5 дойти – потому что в стране творится черт знает что, а Нацбанк ведет себя черт знает как.
"Если будет принят закон о налоге на валюту, это еще больше усилит ревальвацию гривны.
При таком состоянии дел курс доллара вполне может упасть до 5 гривен", - вот тезис, который использовали как аргумент.
Мы не удивимся, если где-то в дебрях интернета появится баннер на эту колонку. Поскольку мы дорожим своей репутацией и категорически против того, чтобы наше имя банально пользовали в масштабной пиар-кампании, редакция "ЭП" вынуждена дать ряд пояснений.
Александр Охрименко является известным финансовым экспертом, чьи статьи давно и регулярно публикуются ведущими украинскими СМИ, в том числе и "Экономической правдой".
Данная статья была опубликована в разделе "Колонка автора". То есть мы опубликовали мнение уважаемого эксперта, который не имеет никакого отношения к редакции, и которое никак нельзя трактовать как позицию "Экономической правды". Это не редакционный материал, а авторская колонка.
Потому мы считаем совершенно некорректной ссылку исключительно на наше издание, без упоминания того факта, что эти слова являются мнением эксперта.
Наше издание подробно освещает ситуацию с курсом валюты и деятельность Нацбанка, и будет это делать в дальнейшем.
Потому мы считаем важным объяснить нашим читателям, что сейчас Нацбанк хочет сбить ажиотаж на валютном рынке, и для этого проводит масштабную пиар-кампанию. Казалось бы, цель неплохая. Но как обычно, при неплохой цели выбраны совершенно корявые механизмы.
Нам рассказывают, что гривна стабильна как никогда, что пора сдавать доллары, и что нет никаких оснований для девальвации. И это похоже на откровенную манипуляцию общественным сознанием.
Большая просьба – не используйте наше имя в своих играх.