Украинского бизнеса уже нет
Исчезла целая большая группа людей, которая 15 лет назад читала многотысячные тиражи специально для них созданных изданий.
В этом нет никакого горя или агрессивного вторжения в структуры мышления, ответственные за патриотизм. Просто иногда приходит осознание того, что нужно еще раз обсудить тему, для одних очевидную, а для других - еще нет.
При этом первые скажут, что для описания азбучных истин не нужно было тратить слова и время. А вторые начнут спорить.
Тем не менее, обсудить заявленный вопрос стоит, так как все еще очень часто в дискуссиях или документах можно встретить не совсем понятные категории.
Выглядят они примерно так: "украинские бизнесмены", "деловые круги Украины", "украинские предприниматели", "украинское бизнес-сообщество".
После данной маркетологической формулировки обычно следует текст о том, как эти круги заинтересовать привлечь или просветить.
Однако если еще 10-15 лет назад вокруг документа, состоящего из терминов "украинские бизнесмены" получался конструктивный разговор, то за последние пять лет таких дискуссий все меньше.
А все потому, что предмет разговора исчез, стал другим. Исчезла целая большая группа людей, которая 15 лет назад читала многотысячные тиражи специально для них созданных изданий, покупала товары и услуги, специально созданные для "украинских предпринимателей".
Что же случилось? Куда все подевались? Ответ прост: сейчас есть не украинские, российские или белорусские предприниматели, а восточноевропейские предприниматели.
Обратите внимание: если 10-15 лет назад новая компания, закрепившись в трех областях страны, думала, как развиться еще в трех, то сегодня ситуация изменилась. Выйдя за рамки одной области или крупного города, фирма и ее глава, скорее всего, будут думать о неких проектах за пределами государства.
Освоив три областных центра, многие компании следующий офис откроют не в четвертой области, а в городе на территории Польши, России, Венгрии или Австрии.
Кроме того, у большого количества стабильных компаний за последние десять лет появились серьезные дела за рубежом. Это ментально сделало их менеджеров не украинскими, а восточноевропейскими бизнесменами.
Фото УП |
Еще доказательства?
Пожалуйста: посмотрите на список бизнес-элиты страны - перечень депутатов парламента.
Десять лет назад с заграницей их связывали только туристические поездки и счета в банках. Сегодня же у многих из них вы без труда найдете зарубежные производственные активы.
Какой же главный вывод?
Он состоит в том, что у любого товара или услуги в Украине за последнее десятилетие жизнь очень осложнилась.
За премиальную группу покупателей приходится конкурировать не в рамках страны, а, как минимум, в рамках требований к качеству, принятых в Восточной Европе.
В результате, любой запускаемый проект, чьи преимущества актуальны только в рамках госграницы, практически обречен.
Подтверждение тому - увеличение сегмента товаров и услуг с мировым уровнем качества и доступности и шаткие позиции тех, что считает, что "из того, что можно найти в Киеве или Донецке, мы и так самые лучшие".
Конкурентное поле расширилось, и кто этого не заметил - сам виноват.