Украинская правда

Конец оффшора?

Введенные новшества, по мнению налоговиков, предотвратят отток капитала из Украины на Кипр и увеличат налоговые поступления до 10 млрд долл в год. Нельзя сказать, что мы разделяем такие радужные ожидания.

В четверг президенты Украины и Кипра подписали соглашение об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонений от уплаты налогов.

Соглашение между правительствами Кипра и бывшего СССР об избежании двойного налогообложения от 29 октября 1982 года, просуществовавшее ровно 30 лет, давно утратило свою актуальность и адекватность в регулировании отношений бизнеса и фискальных органов.

Разговоры о денонсации договора и подписании нового шли многие годы.

Кроме того, Государственной налоговой службой разрабатывается законопроект по регулированию трансфертного ценообразования как дополнительная мера по дестимуляции отечественного бизнеса в его намерениях выводить прибыль за границу и оптимизировать налоговую нагрузку.

Оценивая подписанную президентами Конвенцию между правительствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений в отношении налогов на доходы и имущество, необходимо отметить, что документ близок по регулированию вопросов налогообложения к модельным конвенциям в целом и соглашениям между европейскими странами и Украиной в частности.

Понятийный аппарат, размеры установленных ставок налогообложения для различных видов доходов, условия относительно налогообложения связанных компаний и подход к определению статуса представительства в целях налогообложения хорошо известны и понятны для отечественного бизнеса.

Конечно, нельзя отрицать, что отмена ранее установленного максимально льготного режима налогообложения не вызывает у бизнеса сожалений.

Однако поскольку новые нормы конвенции не "драконовские" по сравнению с теми, которые давно существуют в иных юрисдикциях, бизнес сможет успешно продолжать работать и в новых условиях.

Хотелось бы обратить внимание на нюансы применения норм новой конвенции, которые наверняка возникнут, исходя из опыта применения схожих норм конвенций с европейскими странами - Швейцарией, Францией, Нидерландами.

Так, диспозитивные нормы конвенции относительно того, что например, дивиденды, выплачиваемые резидентом страны договора, резиденту иной страны, могут облагаться налогом в иной стране, и такие дивиденды могут облагаться налогом и в стране плательщика по национальному законодательству, трактуются налоговыми органами однозначно.

Фото president.gov.ua

То есть дивиденды, получаемые резидентом Кипра от владения акциями и иными правами в Украине, с точки зрения налоговой службы, должны будут облагаться и в Украине, и на Кипре по установленным внутренним законодательством ставкам с учетом ограничений, установленных конвенцией - 5 и 15%.

При этом при уплате налогов в одной стране, налог на доход в иной стране будет разрешено уменьшить на налог, уплаченный в ином государстве.

Нужно отметить, что большое количество споров возникает между налоговыми органами и плательщиками при определении статуса независимого агента нерезидента и статуса представительства.

Так, в большинстве случаев налоговые органы приравнивают любое лицо или организацию, действующую в интересах нерезидента, к представительству, тем самым применяя независимо от видов доходов особые условия налогообложения представительств.

Важным также является статус фактического получателя доходов, с наличием которого связывается право на применение более лояльной ставки налогообложения.

Данная норма действительно очень важна в контексте "борьбы" за определение действительных бенефициаров компаний, которая уже десятилетие ведется всеми государствами.

Большинство стран имеет действенные рычаги для идентификации собственников нерезидентных компаний в зонах с минимальными налоговыми режимами, обменивается информацией с налоговыми органами, и в исключительных случаях допускается даже получение информации от банковских структур.

Таким образом, налогообложение доходов резидентов от владения компаниями в иных юрисдикциях является обычной практикой и различается только лишь подходом государства к определению порядка и условий налогообложения.

Дополнительно нужно отметить, что конвенция оперирует понятием "особые отношения", которое, по сути, близко к украинскому термину "обычная цена". Нормы конвенции призваны не допустить недоимку налоговых платежей вследствие заниженных цен или установленных особых условий выплат.

Фото president.gov.ua

Введенные новшества, по мнению налоговой службы, предотвратят отток капитала из Украины и увеличат поступления от налогообложения бизнеса до 10 млрд долл в год. Нельзя сказать, что мы разделяем такие радужные ожидания.

Законы бизнеса и капитала таковы, что без реформирования и прозрачности работы налоговой системы, законности и ответственности контролирующих органов, независимости судебной системы, жестких гарантий в сфере защиты прав собственности никакое административное регулирование не "убедит" предпринимателей, что вести бизнес в Украине выгодно и приятно.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.