Таможенным кодексом прикрыли контрабанду?

Понедельник, 22 октября 2012, 01:09
С июля таможенники резко уменьшили сбор денег в бюджет. Свои неудачи они объясняли несовершенством нового закона. На самом деле, возродились контрабанда и "серый импорт", которые помогали прогонять посреднические "модные фирмы".
Андрей Вышинский, журналист, для ЭП


Инновации в действии

Со среды 17 октября, то есть почти за неделю до выборов, на таможне вновь резко изменились правила игры.

Поток неофициального (контрабанда) и полуофициального ("серый") импорта был резко остановлен. Так называемые модные фирмы, которые только-только вернулись в схемы растаможки, снова попали в опалу.

Первый раз подобное случилось в марте. Тогда почти полностью остановились "левые" потоки импорта, и пошла работа на наполнение бюджета. Честность проснулась после того как Виктор Янукович провозгласил свои "социальные инициативы".

Казне срочно потребовались деньги. Традиционно в таких случаях часть потоков контрабанды и "серого импорта" начинает оформляться легально. Так произошло и в марте, когда приостановили деятельность посредников - так называемых модных фирм. Они издавна помогали максимально ускорить оформление грузов и обеспечить лояльность слуг народа.

Какое-то время обходились без их услуг, и все оформляли по-честному. Кроме того, в марте глава Таможни Игорь Калетник приказал повысить индикативные цены, по которым оценивались ввозимые грузы. Корректировка составила от 20% до 200%.

Правда, была еще неофициальная версия происходившего. Схему "модных фирм" решило сломать даже не руководство Таможни - ему это сделать приказали. Видимо, "Семья" осознала, что осваивать деньги через госбюджет гораздо проще и цивилизованнее. Делиться нужно с гораздо меньшим количеством людей, чем если "чемодан" поднимается по вертикали - от руководителей региональных таможен.

 Фото sribnazemlja.org.ua

С апреля стали действовать новые тарифы, которые действительно предполагали уплату средств в бюджет в больших, чем прежде, объемах.

Реакция рядовых таможенников в марте оказалась неожиданной. Инспекторы массово отказывались оформлять товары по этим ценам.

Они рисковали попасть под прицел прокуратуры, которая поинтересовалась бы, почему раньше цены были гораздо ниже.

Многие из них предпочли уйти в длительные больничные или отпуска.

Официально таможня заявила, что никаких остановок не было, а повышения индикативных цен не происходило. Хотя впоследствии все это подтвердилось многократно.

И в марте, и в октябре вместе с контрабандой и "серым" импортом остановилось легальное оформление грузов. Исключение составили лишь некоторые преимущественно "иностранные" компании, которые имеют счастье входить в Европейскую бизнес-ассоциацию. Им, по давней договоренности, гарантирована беспроблемная растаможка. Они одни из немногих, кто еще смеют возмущаться вслух.

Все остальные ждут, пока таможня утвердит новые правила работы.

Примерно 22 октября "к исполнению" будут доведены новые тарифы. Разумеется - увеличенные.

По нашим данным, импортерам предложат заплатить за растаможку на 30-50% больше, чем ранее. За оставшиеся десять дней октября это позволит собрать в бюджет дополнительно примерно 1 млрд грн. Об этом некоторые участники рынка узнали еще в конце прошлой недели.

Рост тарифов снова объясняется тем, что бюджет трещит по швам. Например, налоговиками огромная часть денег собирается, но буквально на следующий день возвращается плательщикам как ошибочный платеж.

В итоге, власть декларирует рекордную собираемость денег, но в реальности их хватает только на выплату "социалки". Все остальные статьи массово недофинансируются.

Есть и другая причина, по которой Таможня временно отказывается от услуг "модных фирм". Версии, которые озвучили ЭП разные источники, отличаются друг от друга с точностью до наоборот. Однако обе они далеки от принципов прозрачной работы.

Согласно первой версии, часть собираемых "левых" денег шла "мимо кассы". Имеются в виду поступления от контрабанды и "серого импорта". А "касса" в данном случае - это властная вертикаль, которая с недавних пор оканчивается "Семьей".

Фото president.gov.ua

По этой версии, Калетника уличили в невыполнении некоторых прямых указаний президента. Вследствие чего ему пришлось отойти от дел и сосредоточиться на "возвращении страны народу", одновременно баллотируясь по спискам компартии в Верховную раду (под номером 7).

Автор первой версии объяснил, что недавний арест главы Южной таможни (Одесса) Александра Вдовиченко является предупреждением для Калетника. Напомним, в начале октября Вдовиченко был арестован, а при обыске у него нашли $870 тыс. Чиновника тут же уволили.

Согласно второй версии, начальник Таможни, наоборот, окончательно договорился с "Семьей" в лице старшего сына. И в этой связи он сам затеял передел рынка "растаможки".

Человек, рассказавший эту версию, заверил, что рынок растаможки далеко не полностью контролируется главным руководителем. Куда больший вес, по его словам, имеют главы региональных таможен. Кто-то из них находится под влиянием "Юры Енакиевского", кто-то имеет контакт с первым вице-премьером Валерием Хорошковским, а кто-то удерживается благодаря очень хорошим позициям среди местных властей.

Александр Вдовиченко. Фото samaraanticorr.ru

Арест и увольнение Вдовиченко наш собеседник объяснил как раз усилиями Калетника. Тот был слишком крупной фигурой, и его было невозможно контролировать.

По словам источника, Вдовиченко предупреждали о грядущем обыске за два дня, но тот считал свои позиции незыблемыми.

Как бы там ни было, оба источника сходятся в одном: переделу подвергнутся огромные потоки денег от контрабанды и "серого импорта".

После мартовских событий какое-то время Таможня работала относительно честно. Разумеется, отдельные "дырки в заборе" для привилегированных импортеров никуда не делись, но они были скорее стихийными.

Некоторые действовали с благословения руководства Таможни. Другие "пробивали" оставшиеся без привычного куска пирога таможенники и многочисленные контролеры (СБУ, УБЭП, УБОП, прокуратура). Они стали пропускать какие-то грузы, скажем так, кустарным способом. Однако, повторимся, системно прежняя схема перестала функционировать.

Это не замедлило сказаться на росте доходов от таможни, которые достигли своего пикового значения в июне, когда в бюджет поступило более 11,5 млрд грн.

Но с 1 июня вступил в действие новый Таможенный кодекс. И дальше произошло интересное. Таможенники резко вернулись к старым схемам и снизили перечисления в бюджет. Объяснили они это тем, что новый кодекс связал им руки и не позволил начислять справедливую таможенную стоимость оформляемого товара.

На первый взгляд, все выглядело именно так. Под кодекс не успели в срок принять подзаконные акты. Плюс в июне в уже действовавший кодекс по поручению президента вносились изменения, ограничивающие чрезмерные аппетиты таможенников в части полномочий. Реально новый Таможенный кодекс начал действовать в июле.

И все же это лишь поверхностное впечатление. Именно с июля вернулись "модные фирмы".

С июля к импортерам начали подходить представители новых или возродившихся компаний-посредников и предлагать растамаживаться через них со скидкой 20-25% от прежнего тарифа.

Сборы в бюджет стали падать. В июле было собрано 10 млрд грн, в августе - 9 с лишним, а в сентябре не набралось и 9 млрд грн.

Руководство Гостаможслужбы стало намекать, что пока урезанные полномочия не вернутся, ожидать выполнения плана поступлений не стоит.

Они устраивали "круглые столы" и выступали на официальных мероприятиях. А заодно подготовили изменения к Таможенному кодексу, чтобы все смотрелось правдоподобнее. В них действительно прописывался возврат права доначислять оценочную стоимость ввозимых товаров.

"Семья" версии о естественных причинах падения таможенных сборов, видимо, не поверила изначально. И начала документировать шалости таможенников через подконтрольных силовиков - благо, вся силовая вертикаль находится под ее контролем.

После ареста Вдовиченко - кем бы он ни приходился главе ГТС - начала курсировать информация, что Калетник на несколько дней исчез. Его телефоны не работали, на работе он также не появлялся. Исполняющим обязанности председателя Гостаможслужбы сегодня является первый заместитель главы ГТС Александр Дороховский.

Опять же, вернемся к озвученным версиям. В них существуют значительные расхождения.

Согласно первой, Калетника реально отстраняют от дел. При этом Дороховский пока остается управлять Гостаможслужбой в качестве технического руководителя и должен будет работать строго на наполнение бюджета. Малейшее нарушение этой установки будет приравнено... Слабость этой версии в том, что Дороховский на 100% человек Калетника и пришел на службу с протекции нынешнего шефа.

По другой версии, Калетник решил взять предвыборный отпуск, поскольку находится в проходной части списка КПУ.

Калетники идут в Раду семьей - несмотря на то, что фамилии написаны по-разному. Фото с сайта Центризбиркома 

Наши источники на таможне не исключают, кстати, и ранее высказанную ЭП версию о том, что к руководству ведомством вернется Валерий Хорошковский. Правда, они затрудняются предположить, в каком качестве.

Вероятнее всего, Дороховский останется на таможне в качестве и. о. руководителя до окончательной утряски нового парламента и перераспределения портфелей. В том, что передел состоится, вряд ли могут быть сомнения.

Так что последние месяцы недобора на Таможне можно воспринимать как "дембельский аккорд" Калетника. Допустив миллиардные недоборы, он получит депутатскую неприкосновенность и свободу от преследований на следующие пять лет.

*Фото в анонсі взяте з mair.in.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає точку зору окремо взятого автора на окремо взяту тему. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.