Немецкое судостроение в кризисе
Спад мировой торговли привел к сокращению морских грузоперевозок и спросу на новые корабли.
Однако трудности немецких судостроителей объясняются не только такими объективными причинами.
У верфи P+S из Штральзунда на балтийском побережье ФРГ нет недостатка в заказах. В списках - четыре парома, пять ледоколов и плавучий кран. Правда, сойдут ли когда-либо эти суда со стапелей, неизвестно.
Верфь, имеющая мощности в Штральзунде и Вольгасте, - банкрот. В августе руководство подало ходатайство об открытии конкурсного производства.
Если пройтись по территории верфи в Штральзунде, то, на первый взгляд, кажется, будто все в порядке. Между цехами снуют рабочие в желтых касках и синих фирменных спецовках. Правда, из-за начавшейся процедуры банкротства часть персонала вынуждена отгуливать накопившиеся сверхурочные часы.
Денег на их оплату у верфи нет, за август с ними рассчитались за счет средств, предоставленных биржей труда.
Все завязано на верфь
Через руки Марио Рассера проходят едва ли не все детали строящихся судов. На верфи работали и его отец, и дед. Ничего особенного, поясняет 26-летний судостроитель, такова традиция, весь Штральзунд завязан на верфь.
Рассер работает в отделе транспорта и логистики, следит за тем, чтобы каждый получал все необходимое для работы, причем в нужное время и в нужном месте.
Оба парома - "Берлин" и "Копенгаген" - стоят еще недостроенные у пирса. Заказавшая их пароходная компания Scandlines собиралась задействовать их на маршруте между немецким Ростоком и Гедзером в Дании еще минувшим летом.
Задержки при строительстве судов привели к финансовым трудностям верфи P+S, логическим следствием которых стало банкротство.
Проблема не в людях
Финансовые затруднения верфь P+S начала испытывать уже несколько лет назад. Проблемы не в последнюю очередь доморощенные.
Слишком долго верфь делала ставку на классические контейнеровозы, а затем, сломя голову, переориентировалась на строительство специальных судов.
В мае 2012 года федеральные и земельные власти согласились выделить государственные дотации на программу модернизации мощностей. Когда же стало известно, что эта программа обойдется значительно дороже, чем ожидалось, выплата помощи в размере 152 млн евро была остановлена.
Фото stralsund-city.de |
"Они могут строить любые суда, проблема не в людях", - считает Гидо Фрешке из Профсоюза металлистов. Он - представитель рабочих в конкурсной комиссии.
Недавно за закрытыми дверями здесь обсуждали ход процедуры банкротства и делились мнениями о потенциальных инвесторах. Заодно и кредиторы - заказчики, банки, субподрядчики, казначеи федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания огласили свои финансовые претензии к верфи.
Рабочие тоже хотят иметь право голоса в выборе нового хозяина предприятия.
Главное, чтобы смена собственника не происходила за их счет. По словам Фрешке, в последние три года они и без того во имя сохранения рабочих мест и перспектив жертвовали рождественскими премиями, отпускными пособиями и половиной оговоренной прибавки к зарплатам.
Однако безболезненное решение вряд ли возможно. Оборот судостроения в Мекленбурге - Передней Померании в 2008-2010 годах сократился вдвое, соответственно уменьшилось и число занятых в этой сфере.
Спад мировой торговли напрямую сказывается на морских грузоперевозках, поясняет Бьерн Свинарски из Торгово-промышленной палаты в Ростоке.
По его данным, в этой федеральной земле в судостроении занято 12 тыс человек. Десять лет назад их было 40 тыс. И хотя со временем оборот в производстве продуктов питания на северо-востоке Германии стал больше, чем в судостроении, оно по-прежнему остается здесь системообразующей отраслью экономики.
"Судостроение в этой федеральной земле глубоко укоренилось и продолжает вносить значительный вклад в производство местного ВВП", - заявил Свинарски.
Без помощи государства
Такие слова - бальзам на душу судостроителей в Вольгасте и Штральзунде. И не только для них. На мель рискует сесть целая отрасль немецкой экономики. Из-за спада мировой торговли образовались большие излишки мощностей по перевозке товаров морским путем, что привело к снижению цен на такие услуги.
Банки в свою очередь перестают финансировать судостроение, у пароходных компаний не хватает денег на инвестиции, сокращается спрос на новые корабли, аннулируются уже розданные верфям заказы.
Фото nordkurier.de |
Немецкие верфи и без того находятся в условиях жесткой конкуренции с азиатскими, получающими щедрые государственные субсидии.
На помощь же от правительства ФРГ немецкие судостроители рассчитывать не могут. Федеральное министерство экономики о государственной программе содействия отечественному судостроению и слышать не хочет.
Тем не менее, вопреки мнениям о предстоящем "умирании верфей" и "кризисе немецкого судостроения", Рассер верит в будущее. "Побережье невозможно представить без верфей, кораблей и людей, которые их строят", - говорит он.
Оригинал публикации: Deutsche Welle