Украинская правда

Как работает единый разрешительный центр

Смысл создания центра заключается в возможности субъекта хозяйствования получить разрешительные документы по принципу "единого окна".

Определение понятия и особенности деятельности разрешительных центров - РЦ, часто именуемых едиными разрешительными центрами, предусмотрено законом "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" от 2005 года.

РЦ - это орган местного совета, районной или областной государственной администрации, предоставляющий услуги выдачи, переоформления и аннулирования разрешительных документов.

Центральная фигура в РЦ - государственный администратор, который организовывает выдачу субъектам хозяйствования таких документов и обеспечивает взаимодействие разрешительных органов.

При этом госадминистратор не принимает решение о выдаче документа, а является связующим звеном между разрешительными органами и бизнесменами.

Под разрешительными органами подразумеваются органы исполнительной власти и местного самоуправления, государственные коллегиальные органы, их главы. Такими органами могут быть: управления водных ресурсов, градостроительства и архитектуры, департаменты коммунального хозяйства или АПК, СЭС.

Согласно требованиям закона подобные разрешительные центры должны быть созданы в районах, в районах городов, областных центрах, Киеве и Севастополе. Сейчас работает 680 разрешительных центров.

Предпринимателям, по месту регистрации которых отсутствует регистрационный центр, приходится, как и раньше, прибегать к длительной процедуре получения документов посредством обращения во множество учреждений.

Смысл создания РЦ заключается в возможности субъекта хозяйствования получить необходимые разрешительные документы по принципу "единого окна".

Благодаря существованию РЦ разрешение можно получить сравнительно быстро, за десять рабочих дней - по крайней мере, так предусмотрено законом, контролируя этапы продвижения регистрационного пакета через сайт РЦ.

Немаловажным является закрепленный в законе принцип молчаливого согласия: если предприниматель сделал все необходимое для получения разрешения, но в установленный законом срок документ не получил, он приобретает право на проведение хозяйственной деятельности без получения документа.

Итак, какие разрешительные документы можно получить в ЕРЦ? Перечень установлен постановлением Кабмина "О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственно деятельности" от 2009 года.

Выдача документов в сфере государственного экспортного контроля, регулирования рынков финансовых услуг, защиты экономической конкуренции, охраны гостайны, использования ядерной энергии, а также видов деятельности, требующих получения лицензий, проводится по законам, регулирующим отношения в данных сферах.

Фото dozvil.kh.ua

Например, для международной перевозки радиоактивных материалов необходимо получить разрешение, которое выдает орган госрегулирования ядерной и радиационной безопасности по закону "О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии" от 2000 года.

В случае производства, хранения, использования или утилизации ядовитых веществ необходимо разрешение, которое выдает уполномоченный орган Минприроды - Департамент регулирования экологической безопасности согласно инструкции, утвержденной Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 2002 года.

Как происходит процесс получения разрешительного документа?

Шаг 1. Подготовка пакета документов.

Предприниматель собирает необходимые документы для получения разрешения или административной услуги. Их перечень по каждому из разрешений установлен специальным законодательством и зависит от вида деятельности заявителя.

Для удобства предпринимателей в законе предусмотрена обязанность администратора вести сайт с перечнем документов и другой полезной информацией. Хорошим в этом смысле является сайт РЦ Харьковского горсовета.

К тому же, закон предусматривает право заявителя бесплатно получить в администратора консультацию о порядке и требованиях относительно получения документа, и чиновник не вправе отказать в предоставлении такой консультации.

Шаг 2. Подача документов в РЦ.

При обращении в РЦ бизнесмену нужно написать заявление единой формы, утвержденной Кабмином в 2005 году. Форму также можно найти на сайтах РЦ. К заявлению прилагается собранный заявителем пакет документов.

Администратор принимает документы по описи, второй экземпляр которой с отметкой о регистрации возвращает заявителю, и формирует разрешительное дело.

Предприниматель может подать электронную заявку и пакет документов, заверенные электронной подписью, а также имеет возможность контролировать их статус, отслеживая последние изменения на сайте РЦ, что делает процедуру получения разрешений более прозрачной.

Однако сегодня процесс оснащения РЦ автоматизированными системами документооборота еще не завершен из-за недостаточного финансирования.

Фото dozvil.kh.ua

Шаг 3. Отправление документов на рассмотрение соответствующим разрешительным органом и принятие решения.

Администратор в день регистрации заявления или в течение следующего рабочего дня передает полученный пакет документов разрешительным органам.

Разрешительный орган в течение десяти рабочих дней рассматривает эти документы и принимает решение о выдаче разрешения либо об обоснованном отказе в его выдаче, и в течение суток передает государственному администратору.

Шаг 4. Уведомление предпринимателя о результатах рассмотрения заявления.

Администратор не позднее следующего рабочего дня со дня получения от разрешительного органа документа уведомляет бизнесмена о времени и месте его выдачи. Если законом предусмотрено внесение платы за выдачу документа, государственный администратор сообщает об этом предпринимателю.

Нередко по результатам рассмотрения заявления разрешительные органы отказывают в выдаче нужного документа. Согласно упомянутому закону от 2005 года исчерпывающими для отказа являются следующие основания.

1. Предоставление неполного пакета документов.

2. Выявление в документах недостоверных сведений.

3. Отрицательное заключение по результатам проведенных экспертиз, необходимых для выдачи разрешительного документа.

Подавая документы в РЦ, нужно помнить, что отказ в выдаче документа по основаниям, не предусмотренным законом, не допускается. В случае отказа разрешительный орган письменно уведомляет об этом предпринимателя через администратора и указывает основание для такого отказа.

Субъект хозяйствования может повторно обратиться в центр с просьбой выдать ему разрешение после устранения недостатков. При рассмотрении документов, поданных повторно, уполномоченные органы не вправе отказать в выдаче документа по каким-либо новым основаниям, не указанным в первом отказе.

Как можно обжаловать действия или бездействия разрешительных органов и государственных администраторов?

В первую очередь, предприниматель, недовольный работой РЦ, может обратиться в территориальные органы Министерства экономического развития и торговли, уполномоченные контролировать деятельность РЦ, с письменным заявлением, на основании которого последний проведет внеплановую проверку.

Фото dozvil.kh.ua

По результатам такой проверки представитель уполномоченного органа составляет акт, где указывается следующее.

1. Сведения о выявленных фактах нарушения требований законодательства по вопросам выдачи документов, если такие имеют место, ссылка на статьи и пункты законодательных актов, требования которых нарушены.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства и срок их устранения, которое является обязательным для выполнения.

Таким образом, орган, который нарушил положения законодательства, обязан устранить нарушение и выдать разрешение.

Также представитель уполномоченного органа может привлечь должностное лицо разрешительного органа или администратора к административной ответственности, о чем составляет протокол. На виновных может быть возложен штраф в размере от 30 до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан - от 510 до 1 190 гривен.

Кроме того, любое действие, бездействие или решение разрешительного органа и госадминистратора всегда можно обжаловать в суде.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.