Что можно предъявить "Газпрому"?
Сбалансированной энергетической политики в Украине нет. Есть очень амбициозные намерения, но выполнять их планируется ближе к 2018 году.
В условиях, когда газовые переговоры Украины и России окончательно зашли в тупик, пришло время оценить, удалось ли Киеву в 2012 году снизить влияние "Газпрома" на Украину, и может ли она вести самостоятельную игру.
Почему это важно? Потому что в условиях газовой войны многое из того, что публиковалось в СМИ, было эхом этой конфронтации, и не имело под собой никакой основы. Например, снижение импорта газа из России за счет альтернативных поставок из Германии и Туркменистана.
И если с немецкой RWE Украине все-таки удалось заключить рамочное соглашение, хотя и без указания объемов закупки и цены, то туркменским направлением никто всерьез не занимался - без согласия России этот проект обречен на неудачу.
Так что же удалось сделать в 2012 году?
Одно из наиболее приоритетных направлений - увеличение добычи собственного газа. Сегодня она колеблется на уровне 20 млрд кубометров.
До 2030 года Минэнергоуголь предполагает увеличить этот показатель более чем вдвое - до 44 млрд куб м. Буровая установка "Петро Годованець", сланцевый газ и приток инвестиций в действующие месторождения должны в этом помочь.
Однако нынешние цифры, а в первом полугодии прирост добычи составил 1% или 100 млн куб м, говорят, что в ближайшее время ощутимого прогресса не будет.
"Годованець" уже приехал, Shell и Chevron приступили к поискам сланцевого газа, однако реальные результаты будут не ранее 2015-2016 года, а в случае со сланцевым газом - в 2017-2018 годах. Так что говорить о собственном голубом топливе нужно очень осторожно. Пока похвастаться особо нечем.
Еще одно важное направление - сжиженный газ. Сегодня это реальная альтернатива российскому топливу.
Его стоимость на спотовом рынке составляет $220-250 за тыс куб м, что почти в два раза дешевле, чем Украина покупает сейчас. Правда, чтобы начать поставки, нужно построить LNG-терминал и договориться с кем-то из продавцов.
Предварительный контракт с Катаром подписан, а вот с терминалом какая-то ясность появилась только 8 августа, когда Кабмин утвердил его технико-экономическое обоснование.
Планируется, что сжиженный газ страна сможет принимать в 2016 году, а в 2018 году терминал заработает на полную мощность - 10 млрд куб м ежегодно. То есть, как и в случае с увеличением собственной газодобычи, экономический эффект от строительства терминала будет не ранее чем через 4-5 лет.
Фото b2blogger.com |
В этой ситуации, конечно, хорошо было бы сократить энергопотребление, перейти на другие виды топлива, но для Украины экономия, как известно, несвойственна.
Безусловно, тренд на снижение потребления газа присутствует: в январе-июне 2012 года в сравнении с тем же периодом 2011 года Украина сожгла его на 6,8% или на 2,2 млрд кубометров меньше. Однако блиц-крига не получилось.
В 2012 году страна не сможет преодолеть рубеж 60 млрд куб м. Потребление газа так и останется на уровне 62-63 млрд куб м, и Украина остается одной из наиболее энергетически неэффективных экономик мира, в структуре энергетического баланса которой газ занимает очень внушительные 40%.
Более того, снижать эту цифру до среднемирового показателя - 22-25% - пока никто не собирается. Полным ходом идут выборы, а вместе с ними - кампания по газификации. Только в Харьковской области в ближайшие месяцы планируют вложить 175 млн грн в строительство газопроводов и подведения газа в села.
Всего на эти цели в 2012 году "Нафтогаз" планирует потратить 8 млрд грн вместо 1,5-2 млрд. грн в прежние годы.
Другими словами, газ уже давно стал политической технологией, средством для завоевания голосов избирателей. Никто не собирается отказываться от этого универсального оружия. Пусть и очень дорогого.
Возможно, частично проблема будет решена за счет угля. Уже подписано соглашение с Китаем о выделении кредитной линии для внедрения технологий по газификации угля. Начала расти добыча: за семь месяцев 2012 года - на 5,5%.
Одновременно с этим, правительство поставило крест на возобновляемой энергетике. Сейчас вообще не идет речь о ее использовании, а это 40% всего энергобаланса страны.
В проект Энергетической стратегии до 2030 года были заложены очень консервативные показатели. Власть не видит будущего за "зеленой" энергетикой, акцентируя внимание на ее дороговизне.
Все перечисленное дает основания говорить, что сбалансированной энергетической политики в Украине нет. Есть очень амбициозные намерения, но выполнять их планируется ближе к 2018 году. Сейчас же, накануне нового отопительного сезона, что-либо предъявить "Газпрому" Киев не сможет.
Остается или выполнять условия кабального контракта, или обращаться в Стокгольмский арбитраж.