Новая "акцизка"
Возмущение виноделов вполне обоснованное. Тем более что планируется менять не только сроки действия марок, но и их внешний вид. Теперь их длина будет составлять 100 мм, а ширина - 20 мм.
Важным событием для участников алкогольного рынка стало совещание в Кабмине под председательством первого вице-премьера Валерия Хорошковского.
Главной темой диалога, а это был именно диалог между правительством и производителями алкоголя и табака в лице профильных ассоциаций, стала новая идея Минфина, который не перестает удивлять изощренностью предложений.
После абсолютно губительной для отрасли виноделия инициативы существенно повысить минимально розничные цены, ведомство выступило с предложением, изложенным в проекте постановления правительства "Некоторые вопросы маркировки алкогольных напитков и табачных изделий".
Минфин предложил ввести марки акцизного налога на алкогольные напитки и табачные изделия нового образца с 1 ноября 2012 года.
Как гласит проект, марки акцизного налога предыдущего образца применяются в производстве алкогольных напитков до их полного использования, а маркированные ими алкогольные напитки, в том числе импортные, находятся в обращении в течение трех месяцев в пределах срока годности для потребления.
Уже только эти строки противоречили букве закона и здравому смыслу.
Положения проекта нарушают закон "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий".
В нем четко указано, что в случае изменения образца марок акцизного налога закупленные марки предыдущего образца применяются в производстве алкоголя и табака до их полного использования, а маркированные такими марками изделия находятся в обороте до их полной реализации в пределах срока годности.
Фото tsn.ua |
Министерство не учло, что ни один винодел не может гарантировать продажу продукции в полном объеме в установленный проектом срок.
Падение уровня платежеспособности населения и нестабильная ситуация в виноградарско-винодельческой отрасли, вызванная рядом законодательных инициатив, привели к значительному падению рынка вина в Украине.
Только за первое полугодие падение составило 25%.
Количество нереализованной продукции увеличивается. Логично, что она автоматически переходит на следующий месяц.
Между тем, проект не предусматривает перемаркировку алкогольных напитков. В документе ничего не сказано о том, как следует обращаться с этой продукцией дальше, и кто должен изымать ее из оборота.
Далее список вопросов-претензий к проекту лишь увеличивался.
Документ не был согласован с действующей процедурой получения акцизных марок. Для этого необходимо осуществить предварительный заказ на изготовление бланков марок по форме, утвержденной приказом ГНАУ.
Сегодня региональные управления уже получили от производителей вина предварительные заявки на октябрь и ноябрь 2012 года.
Понятно, что заказанные акцизные марки будут использованы, но при этом производитель попадет в парадоксальную ситуацию: выполнив все обязательства перед государством по предварительному заказу, он не сможет реализовывать эту продукцию, что приведет к значительным финансовым потерям.
Возмущение представителей алкогольной отрасли было вполне обоснованным. Тем более что планируется менять не только сроки действия марок, но и их внешний вид. Теперь их длина будет составлять 100 мм, ширина - 20 мм.
Фото yak-prosto.com |
Фактически это означает необходимость выделения значительных средств на перенастройку оборудования.
Общие затраты могут достигать нескольких миллионов гривен.
К тому же этот процесс требует дополнительного времени, которого в период сбора винограда и производства вина просто нет.
Вслед за размерами марки было предложено в два раза повысить и ее цену - с 0,103 грн до 0,204 грн, причем без весомой аргументации.
Создавалось впечатление, что на плечи производителей алкогольной продукции будет возложено финансирование выпуска акцизных марок, что противоречит самой сущности такого средства контроля оборота алкогольной продукции.
К счастью, доводы участников встречи, среди которых были главы ассоциаций "Укрводка", "Виноградари и виноделы Украины", "Укртабак", возымели эффект. Хорошковский поручил внести существенные изменения в проект Минфина.
1. Увеличение ограничительного срока с трех месяцев до одного года. В таких условиях некоторые затруднения могут возникнуть только с очень дорогими винами, которые не всегда могут быть реализованы в течение года. В этом случае производителю придется переклеить акцизную марку.
2. Отказ от повышения стоимости марки акцизного налога. Цена, как и прежде, будет составлять 0,103 грн.
3. Вступление в действие новых норм маркировки продукции не с 1 ноября 2012 года, а с 1 января 2013 года.
Обновленный проект будет подготовлен в течение недели.
Очередная выходка Минфина, к счастью, далась отрасли малой кровью. Впрочем, никто не гарантирует, что за оставшееся время не появятся дополнительные "идеи", грозящие превратить 1 января в черный день календаря.