В ожидании партнерства

Среда, 18 июля 2012, 12:47
Как распространить вложение частного капитала в подготовку специалистов, если руководитель компании не имеет гарантий, что обученные за его счет студенты трудоустроятся именно у него и проработают хотя бы пару лет?
Эдуард Рубин, и. о. директора Харьковского компьютерно-технологического колледжа, директор компании Telesens, председатель правления харьковского филиала Европейской бизнес-ассоциации


Инновации в действии

Украинский бизнес уже вполне способен стать надежным партнером государства в деле образования, но для этого ему не хватает законодательной базы.

Даже мой небольшой опыт работы "внутри" системы образования, в должности директора Харьковского компьютерно-технологического колледжа, подтвердил то, о чем я давно догадывался, будучи за ее пределами.

Диагноз таков: наша система образования, страдающая множеством хронических болезней, остро нуждается в реальных формах частно-государственного партнерства. Вот то лекарство, которое могло бы принести быстрый и ощутимый эффект, а в отдельных направлениях - кардинально изменить ситуацию.

Поразительно, но в Украине нет проектов с официально оформленным "партнерским" статусом. Почему?

Потому что на фоне многочисленных разговоров о необходимости развивать и поощрять такие формы сотрудничества между государством и бизнесом, никто до сих пор не удосужился создать элементарную законодательную базу, которая бы защищала права инвесторов.

На самом-то деле "полулегально" подобное партнерство практикуется в Украине давным-давно. В близкой мне ІТ-сфере оно даже весьма распространено, но основывается исключительно на доверии руководителей тех или иных компаний к руководителям тех или иных вузов и кафедр.

Потенциал у этого явления колоссальный, если даже сейчас находятся люди, готовые вкладывать собственные деньги в государственное образование.

Беда в том, что реальных гарантий, кроме "честного слова", у инвестора нет, а значит, шлюзы к массовому сотрудничеству между учебными заведениями и реальным сектором экономики закрыты.

В самом деле, как широко распространить вложение частного капитала в подготовку специалистов, если руководитель компании не имеет ровно никаких гарантий, что обученные за его счет специалисты потом трудоустроятся именно у него и проработают хотя бы пару-тройку лет?

Уверен: такие гарантии должны быть обязательно закреплены не только в новом Трудовом кодексе, но и в специальном законе о государственно-частном партнерстве в сфере образования.

Такой узконаправленный закон необходим, чтобы сделать явление действительно массовым, приблизить профессиональную подготовку кадров к реальным запросам работодателей и решительно сдвинуть нашу систему послешкольного образования с точки перманентного брожения, в которой она находится все последние годы, как будто никак не решится, чем изойти: вином или уксусом.

Фото vinnitsa.itstep.org

В таком законе должны быть заложены и новые для нас механизмы, дающие учебным заведениям - участникам партнерства значительно больше прав, в частности - в сфере принятия решений.

Нелогично ждать бесконечно долгих согласований каждого пустякового вопроса с профильным министерством, когда твоим заказчиком является уже не только государство, но и частная компания.

Значит, необходимо создавать попечительские советы, в которых будут представлены все интересы - аналогом могут служить наблюдательные советы в акционерных компаниях. Находясь на расстоянии вытянутой руки от вуза и хорошо понимая его проблемы, такие советы помогут быстро принимать решения.

Регламентирование таких новых форм управления - также задача специального закона. Заведения, идущие по этому пути, должны получать и больше свободы в распоряжении заработанными деньгами, чтобы, например, иметь возможность поощрять лучших преподавателей.

Недавно я встречался с замминистра образования и науки, на которой обсуждался вопрос внедрения частно-государственного партнерства в образовании. Я рад, что понимание необходимости таких шагов в министерстве существует.

Надеюсь, что Минобразования как главный заинтересованный субъект в улучшении ситуации создаст инициативную группу и выступит разработчиком соответствующей законодательной инициативы.

Пока же мы договорились о том, что наш колледж подготовит свое видение того, каким должно быть частно-государственное партнерство в рамках нашего учебного заведения. Не исключено, что мы станем первыми, на ком будет официально обкатан такой механизм взаимодействия государства и бизнеса.

Думаю, наш колледж как небольшая площадка, активно развивающая партнерские связи с бизнесом, вполне подходит для такого эксперимента.

Всего за три месяца, прошедшие с момента моего назначения, мы подписали несколько важных соглашений с тремя большими ІТ-компаниями Харькова.

В результате в течение лета будут полностью отремонтированы и переоборудованы в компьютерные классы три аудитории, а со студентами начнут проводить дополнительные занятия представители этих фирм.

Сейчас ведем переговоры с рядом крупных промышленных предприятий, с помощью которых планируем создать у себя несколько современных мастерских. Все это делается опять-таки под "честное слово", но все мы рассчитываем опереться на государственную поддержку.

Результатом станет то, что все наши студенты получат намного более качественное образование и будут отчетливо видеть перспективу своего дальнейшего трудоустройства или обучения по окончании колледжа.

Ради чего, собственно, и стоит работать в системе образования.