Биотопливо: шаг вперед, сколько назад?
Примером удачной государственной поддержки является биотопливная программа в Бразилии. В 2011 году доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 года - 86%.
Украина входит в десятку крупнейших потенциальных производителей биоэнергии в мире.
Развитие производства биотоплива рано или поздно станет одним из приоритетов украинской власти, поскольку этот вопрос связан не только с энергетической безопасностью страны, но и с развитием смежных секторов экономики - сельского хозяйства и машиностроения.
Рынок биотоплива Украины неразвит. Первые проекты начали появляться в 2006-2007 годах, но в связи с кризисом большинство из них были приостановлены.
Сейчас на рынке представлено несколько производителей, но системной их работу назвать нельзя. Развитие отрасли находится в зачаточном состоянии, нужны инвестиции, которые из-за снижения инвестиционного климата в Украине привлечь непросто.
Уже сейчас многие международные компании заявляют о желании выйти на украинский рынок биотоплива, но иностранному - и украинскому - инвестору необходимо понимание ситуации, хотя бы минимальная уверенность в том, что рынок будет развиваться и получит поддержку государства.
Первые шаги в этом направлении сделаны: 24 мая 2012 Верховная рада приняла закон "О развитии производства и потребления биологических видов топлива".
Ранее производство биотоплива регламентировалось более общим законом "Об альтернативных видах топлива", который, помимо прочего, регламентировал производство твердых - пеллеты, гранулы, брекеты - и газообразных видов топлива и не мог в полной мере учитывать нюансы производства и потребления биотоплива.
Новый закон определил типы топлива, которые можно отнести к биотопливу.
Это биоэтанол, биотопливо моторное, биотопливо дизельное, смесевые виды топлива, компоненты, изготовленные из биологического энергетического сырья для смешивания с традиционными видами топлива, биоводород, биогаз, ЭТБЭ, изготовленный с использованием биоэтанола.
Кроме того, список может быть расширен за счет других видов топлива, изготовленных из возобновляемого сырья.
Государство готово содействовать увеличению доли смесевого бензина и дизельного топлива, содержащего биоэтанол. Так, с принятием нового закона доли будут распределены следующим образом.
Доля в общем производстве | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Дизельное биотопливо с содержанием этилового или метиловых эфиров жирных кислот, полученных из растительных масел и животных жиров | 2% | 5,75% | 10% | 20% |
Смесевые бензины и моторное топливо с содержанием биоэтанола | 2% | 5,75% | 15% | 20% |
Биотопливо в городах с населением более 500 тыс человек | 5% | 10% | 15% | 30% |
Местные органы власти в Киеве, городах с населением свыше 500 тысяч человек и рекреационных зонах должны способствовать увеличению доли биотоплива по схеме, приведенной в таблице.
Одной из мер стимулирования производства и потребления биотоплива, прописанной в законе, является создание соответствующего информационного фонда. Однако уже сейчас есть сомнения относительно адекватной реализации проекта на государственном уровне - источники финансирования и порядок создания такого фонда непонятны.
Многие компании, занимающиеся проектами, связанными с альтернативной энергетикой, создают собственные негосударственные объединения.
Так, недавно для содействия развитию альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, повышения уровня энергетической безопасности страны, содействия инвестициям в этот сектор, а главное - информационно-образовательным программам в секторе была создана Ассоциация возобновляемой энергетики "Альтернатива".
Перспективы развития рынка видно, но остается много нерешенных вопросов, требующих сотрудничества государства и участников рынка.
Следует совершенствовать законодательную базу, в частности, относительно земельных вопросов, развернуть экономическое стимулирование путем введения дифференцированной акцизной ставки на бензин, ввести налоговые льготы, модернизировать инфраструктуру, учесть интересы производителей, потребителей и инвесторов.
Примерами удачной государственной поддержки являются биотопливные программы в Бразилии, США и некоторых странах Европы. Так, в 2011 году в Бразилии доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 года - 86%.
Все началось во время нефтяного кризиса 1970-x, когда был принят закон, обязывающий добавлять в бензин не менее 25% этанола. Желающим строить заводы по производству биоэтанола выдавались льготные кредиты. Государство организовало оптовые закупки биоэтанола для собственных нужд.
Однако мало организовать производство, одна из основных проблем - стимулирование сбыта. Для этого правительство Бразилии обязал всех основных производителей и импортеров автомобилей продавать автомобили, способные работать на чистом этаноле без добавления бензина.
Баланс цен регулировался таможенной политикой: был введен таможенный сбор на экспорт этанола и импорт сахара. Конечно, полностью перенять бразильский опыт не получится, и не нужно - себестоимость производства биоэтанола в Украине выше, сильнее и лобби автопроизводителей и нефтепереработчиков.
Однако другого пути нет: рано или поздно придется перейти на возобновляемые источники энергии, и чем раньше Украина это сделает, тем больше конкурентных преимуществ получит.