Украинская правда

Биотопливо: шаг вперед, сколько назад?

Примером удачной государственной поддержки является биотопливная программа в Бразилии. В 2011 году доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 года - 86%.

Украина входит в десятку крупнейших потенциальных производителей биоэнергии в мире.

Развитие производства биотоплива рано или поздно станет одним из приоритетов украинской власти, поскольку этот вопрос связан не только с энергетической безопасностью страны, но и с развитием смежных секторов экономики - сельского хозяйства и машиностроения.

Рынок биотоплива Украины неразвит. Первые проекты начали появляться в 2006-2007 годах, но в связи с кризисом большинство из них были приостановлены.

Сейчас на рынке представлено несколько производителей, но системной их работу назвать нельзя. Развитие отрасли находится в зачаточном состоянии, нужны инвестиции, которые из-за снижения инвестиционного климата в Украине привлечь непросто.

Уже сейчас многие международные компании заявляют о желании выйти на украинский рынок биотоплива, но иностранному - и украинскому - инвестору необходимо понимание ситуации, хотя бы минимальная уверенность в том, что рынок будет развиваться и получит поддержку государства.

Первые шаги в этом направлении сделаны: 24 мая 2012 Верховная рада приняла закон "О развитии производства и потребления биологических видов топлива".

Ранее производство биотоплива регламентировалось более общим законом "Об альтернативных видах топлива", который, помимо прочего, регламентировал производство твердых - пеллеты, гранулы, брекеты - и газообразных видов топлива и не мог в полной мере учитывать нюансы производства и потребления биотоплива.

Новый закон определил типы топлива, которые можно отнести к биотопливу.

Это биоэтанол, биотопливо моторное, биотопливо дизельное, смесевые виды топлива, компоненты, изготовленные из биологического энергетического сырья для смешивания с традиционными видами топлива, биоводород, биогаз, ЭТБЭ, изготовленный с использованием биоэтанола.

Кроме того, список может быть расширен за счет других видов топлива, изготовленных из возобновляемого сырья.

Государство готово содействовать увеличению доли смесевого бензина и дизельного топлива, содержащего биоэтанол. Так, с принятием нового закона доли будут распределены следующим образом.

Доля в общем производстве

2012

2013

2014

2015

Дизельное биотопливо с содержанием этилового или метиловых эфиров жирных кислот, полученных из растительных масел и животных жиров

2%

5,75%

10%

20%

Смесевые бензины и моторное топливо с содержанием биоэтанола

2%

5,75%

15%

20%

Биотопливо в городах с населением более 500 тыс человек

5%

10%

15%

30%

Местные органы власти в Киеве, городах с населением свыше 500 тысяч человек и рекреационных зонах должны способствовать увеличению доли биотоплива по схеме, приведенной в таблице.

Одной из мер стимулирования производства и потребления биотоплива, прописанной в законе, является создание соответствующего информационного фонда. Однако уже сейчас есть сомнения относительно адекватной реализации проекта на государственном уровне - источники финансирования и порядок создания такого фонда непонятны.

Многие компании, занимающиеся проектами, связанными с альтернативной энергетикой, создают собственные негосударственные объединения.

Так, недавно для содействия развитию альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, повышения уровня энергетической безопасности страны, содействия инвестициям в этот сектор, а главное - информационно-образовательным программам в секторе была создана Ассоциация возобновляемой энергетики "Альтернатива".

Перспективы развития рынка видно, но остается много нерешенных вопросов, требующих сотрудничества государства и участников рынка.

Следует совершенствовать законодательную базу, в частности, относительно земельных вопросов, развернуть экономическое стимулирование путем введения дифференцированной акцизной ставки на бензин, ввести налоговые льготы, модернизировать инфраструктуру, учесть интересы производителей, потребителей и инвесторов.

Примерами удачной государственной поддержки являются биотопливные программы в Бразилии, США и некоторых странах Европы. Так, в 2011 году в Бразилии доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 года - 86%.

Все началось во время нефтяного кризиса 1970-x, когда был принят закон, обязывающий добавлять в бензин не менее 25% этанола. Желающим строить заводы по производству биоэтанола выдавались льготные кредиты. Государство организовало оптовые закупки биоэтанола для собственных нужд.

Однако мало организовать производство, одна из основных проблем - стимулирование сбыта. Для этого правительство Бразилии обязал всех основных производителей и импортеров автомобилей продавать автомобили, способные работать на чистом этаноле без добавления бензина.

Баланс цен регулировался таможенной политикой: был введен таможенный сбор на экспорт этанола и импорт сахара. Конечно, полностью перенять бразильский опыт не получится, и не нужно - себестоимость производства биоэтанола в Украине выше, сильнее и лобби автопроизводителей и нефтепереработчиков.

Однако другого пути нет: рано или поздно придется перейти на возобновляемые источники энергии, и чем раньше Украина это сделает, тем больше конкурентных преимуществ получит.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.