Украинская правда

Российские деньги в Украине

В парламенте зарегистрировали законопроект, который регулирует вопросы скрининга – проверки происхождения прямых иностранных инвестиций в Украину. Если инвестор связан с подсанкционными лицами или с государством-агрессором, инвестировать в Украину ему запрещено.

Пока это касается отдельных сфер: ВПК, критической инфраструктуры и добычи стратегических полезных ископаемых. Документ еще будет доработан в парламенте, однако уже сейчас нужно обратить внимание на неурегулированные им вопросы.

После принятия, законопроект заработает через полгода с момента его опубликования. Он не будет распространяться на инвестиции, которые были осуществлены до момента вступления его в силу. Но прежде чем скрининг заработает, надо урегулировать один аспект. Он связан с российским капиталом.

Российский капитал это часть украинской реальности

На четвертый год большой войны в Украине до сих пор остаются предприятия с долей российского капитала. По данным Opendatabot, на начало 2022 года более 18 тыс. украинских компаний имели в своем составе долю российской собственности. Исследование Youcontrol показывает, что по состоянию на ноябрь 2025 года 5 817 компаний и 686 ФЛП в Украине вероятно имели определенные связи с российским бизнесом.

Такая разница в цифрах вероятно может быть объяснена тем, что Youcontrol отслеживает связь, если доля российских юридических лиц составляет 10%. Opendatabot такого примечания не имеет.

Более того – совокупный доход юридических лиц, вероятно имеющих определенную связь с российским бизнесом, в 2024 году составил 150,3 млрд грн. Проблема не только в существовании этих активов, но и в прямой угрозе экономической безопасности и развития бизнеса в Украине. Любая гривна или доллар, который возвращается к агрессору, финансирует войну против нас, а такие масштабы и доходы вызывают серьезные вопросы, прежде всего к эффективности государственного регулирования.

Опыт прошлых лет демонстрирует, как российский капитал системно разрушал украинскую устойчивость и захватывал стратегические сферы экономики. Например – Демуринский ГОК, производитель титана в Никополе, который до ареста принадлежал российскому бизнесмену Михаилу Шелкову. Украинский титан попадал в РФ и использовался для производства компонентов к ракетам "Калибр", истребителей СУ-35 и вертолетов КА-52.

Еще один кейс – "Мотор Сич". Несмотря на запрет на экспорт продукции оборонного назначения, двигатели для самолетов попадали в РФ даже после 2014 года, в частности контрабандными путями или через третьи страны. В результате президент предприятия Вячеслав Богуслаев получил подозрение в государственной измене.

Деньги Кремля – прямая угроза

Долгое время российское финансовое влияние в Украине осуществлялось через лояльные Кремлю политические силы и медиаактивы Виктора Медведчука. Его ТВ- каналы системно транслировали пророссийские нарративы, в частности, дискредитировали евроинтеграцию, освещали РФ как "миротворца", а их политика в целом была направлена на влияние избирателей в южно- восточных областях Украины.

Такие примеры подтверждают: российские активы – это прямая угроза национальной безопасности Украины, даже если они формально работают по закону. Изолирование и ликвидация их влияния – вопрос выживания в условиях войны.

Также присутствие российского капитала дискредитирует украинский бизнес в глазах партнеров, доноров, инвесторов (особенно из ЕС и США). Так, с Великобританией заключено 100-летнее соглашение о сотрудничестве, а с США соглашение о полезных ископаемых. Партнеры вряд ли будут заинтересованы, чтобы в Украину инвестировались средства из враждебных юрисдикций.

Имея долю в украинских компаниях, связанных с обработкой данных, россияне могут получать доступ к критической информации, включая персональные данные граждан, коммуникации и тому подобное. Это прямо влияет на безопасность.

Ограничения после 24 февраля 2022 года

С начала большой войны Украина ввела экстренные ограничения для блокирования российского влияния в экономике. Постановлением НБУ №18 были заморожены операции лиц, связанных с РФ. Постановление Кабмина №187 запретило регистрацию и перерегистрацию их имущества, а также выполнение любых обязательств в их пользу. Большая война резко повлияла на торговлю с агрессором: по оценкам Гостаможслужбы, экспорт/импорт из РФ упал с 788 млн долл. до 47,2 млн долл.

Несмотря на необходимость шагов в борьбе с российским влиянием, они не были системными и стратегическими, а также имели последствия. Действия государства одновременно остановили деятельность украинских компаний, где среди совладельцев есть лица с российским происхождением. Такие предприятия сейчас не могут вести полноценную работу. Но и законного механизма для вывода российского капитала из своего состава они тоже не имеют.

Это фактически мораторий, который не решает проблему в долгосрочной перспективе. Его применение привело к разному толкованию постановлений, непониманию бизнесом и общественностью, каким образом действовать тем, кто имел это влияние и хочет от него избавиться.

Достучаться до государства

За первое полугодие 2024 года 93 компании избавились от российского следа. Фактически, произошло прямое нарушение положений постановления №187, которое запрещает совершение регистрационных действий по смене собственника. Однако государство на это никак не отреагировало. Лишь в отдельных случаях реакция происходит только после публичной огласки.

Так, в 2024 году Институт законодательных идей обратился в СБУ, Офис Генерального прокурора и Офис противодействия рейдерству относительно незаконных регистрационных действий по смене собственника компаний группы UNIGRAN. Таким образом удалось отменить регистрацию. Помогло и то, что владелец с российским гражданством находился под санкциями. Но это скорее исключение, подтверждающее наличие системных проблем.

Кроме того, по результатам анализа 126 судебных дел о применении моратория, установленного постановлением №187, были получены неутешительные выводы. Несмотря на предотвращение существования российского капитала в Украине, сохраняется негативное влияние на украинские предприятия, которые иногда даже не имели связей с Россией.

Эти предприятия были вынуждены частично прекратить свою деятельность или искать пути обхода моратория. И как показывает исследование Youcontrol, часто обход моратория удается, что показывает его слабую действенность на практике.

Интересный пример – "Днепроспецсталь". Ссылаясь на положения постановления №187, налоговые органы не возмещают НДС. И хотя в суде эти дела выигрываются, на практике решения суда не выполняются из-за наличия того же моратория. Сейчас продолжаются судебные процессы по взысканию этого актива в доход государства, что могло бы разблокировать и сопутствующие процессы возврата НДС. Однако пока перспектив принятия решения нет.

Постановление №187 устанавливает минимальные исключения, которыми не может воспользоваться украинский бизнес. Единственным примером применения этих исключений стало разрешение Кабмина сменить российского владельца на украинского в корпорации Danone. Складывается ситуация, что компания, которая может повлиять на положительное решение правительства, достигает своего. Ведь это крупный и влиятельный игрок на рынке.

Для того, чтобы сменить собственников, некоторые меньшие компании идут на прямые нарушения законодательства. Пока ответственность им за это не наступила, но никто не знает, не изменится ли эта ситуация завтра. Пока никаких системных решений со стороны государства до сих пор не предложено.

Какие дальнейшие шаги

Очерченные проблемы не могут быть решены на подзаконном уровне. В самом постановлении №187 прямо указано на необходимость принятия закона об урегулировании отношений с участием лиц, связанных с государством- агрессором. Однако с 2022 года закон так и не был разработан.

Он должен помочь в достижении двух целей: очистить украинский рынок от денег государства- агрессора и сохранить капитал в Украине. Для этого закон должен иметь хирургическую точность для удаления раковых опухолей, позволив организму дальше жить и развиваться.

Что должно быть в этом законе:

  • полный запрет на новые инвестиции из государства- агрессора;
  • понятные и привлекательные процедуры для бизнеса, который стремится избавиться от российского влияния;
  • механизм добровольного "очищения" украинских предприятий от российской доли и возможность разблокирования работы украинских компаний;
  • установление государственного управления для компаний стратегического значения, в которых остался российский капитал.

Вместе с тем, важнейшим аспектом станет четкая и прозрачная процедура лишения доли российского капитала в собственности. Предлагается ввести этот механизм следующим образом: лицо, имеющее такую долю, декларирует ее; затем общим собранием принимается решение о выкупе этой доли по рыночным ценам. При этом средства не попадают к российским владельцам, а остаются замороженными на специальных счетах. Они будут арестованы, пока Россия не возместит нанесенный Украине ущерб. Эти изменения можно внедрить даже до принятия закона.

Скрининг иностранных инвестиций невозможен без самих инвестиций и желания вкладывать средства в нашу экономику. Для этого весь механизм должен быть понятным, доступным и надежным для тех, кто хочет инвестировать в развитие украинской экономики.

Государство должно обеспечить соблюдение прав иностранных инвесторов и может построить процесс по принципу "единого окна", где каждый желающий инвестировать подает перечень документов, а государство само определяет к сфере деятельности какого из органов власти относится оценка влияния такой инвестиции (например, логичным является рассмотрение документов на инвестиции в оборонной сфере именно Минобороны).

Простые правила, безопасные условия и защита вложенных денег являются частью инвестиционной привлекательности Украины.

Что получат бизнес и государство от таких решений

Украинский бизнес получит законный механизм очистки от российской собственности, а также возможность работать без потенциальных уголовных дел и многочисленных проверок. Это позволит полноценно легализовать работу компаний. В то же время государство сможет приобрести военные облигации за счет замороженных средств – такой подход уже работает в АРМА.

Необходимость принятия этого закона уже подтверждена в плане законопроектной работы Верховной Рады на 2025 год. Его принятие станет не только экономическим, но и решением по безопасности, что позволит устранить остатки российского влияния и сделать невозможным его возвращение в будущем. Закон будет обеспечивать баланс между защитой национальной безопасности, соблюдением прав лиц и интересами предпринимателей.

Материал создан ОО "Институт законодательных идей" при поддержке Фонда "Аскольд и Дир", администрируемого ИСАР Единение в рамках проекта "Сильное гражданское общество Украины – двигатель реформ и демократии" при финансировании Норвегии и Швеции. Содержание материала является ответственностью ОО "Институт законодательных идей" и не является отражением взглядов правительств Норвегии, Швеции или ИСАР Единение.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
инвестиции война Россия