Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Восстановление Украины: аудиторы выявили нарушений на 106 миллионов гривен

Андрій Муравський — 19 ноября, 17:50
Восстановление Украины: аудиторы выявили нарушений на 106 миллионов гривен

В рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины аудиторы выявили нарушения законодательства на этапе выполнения и принятия строительных работ, их оплаты на общую сумму более 106 млн грн.

Об этом сообщает Счетная палата.

Аудит охватил 2019–2024 годы реализации программы, когда происходила реализация 240 субпроектов. Счетная палата проанализировала 25 субпроектов, находящихся в отдаленных от зоны боевых действий районах.

"Из-за несоблюдения нормативных требований и задержки с корректировкой проектной документации сроки завершения работ по субпроектам часто переносились (большинство - пролонгированы до конца 2025 и 2026 годов)", – говорится в сообщении.

"По девяти проанализированным субпроектам были допущены нарушения законодательства на этапе выполнения и принятия строительных работ, их оплаты на общую сумму более 106 млн грн", – сообщает Счетная палата.

"Такие действия нанесли ущерб общинам на сумму более 66 млн грн. Указанные факты содержат признаки уголовного преступления, поэтому будут направлены в правоохранительные органы", – отмечают аудиторы.

В частности, отделом образования Бучанского городского совета Киевской области допущены нарушения относительно незаконного принятия и оплаты стоимости работ и услуг технического надзора на общую сумму 17,28 млн грн.

Социально-гуманитарным управлением Вышгородского городского совета Киевской области осуществлены незаконные расходы, по принятию и оплате стоимости работ и услуг технического надзора, которые привели к нанесению ущерба местному бюджету на общую сумму 38,39 млн грн.

Управлением здравоохранения Каменского горсовета Днепропетровской области излишне оплачена стоимость работ и сопутствующего оборудования на общую сумму 3,77 млн грн.

"Несмотря на то, что указанные платежи проходили согласование в Минразвития и Минфине, этот дополнительный уровень контроля не предотвратил оплату работ, выполненных с нарушениями", – обращают внимание аудиторы.

"Одной из причин стало то, что изменения в существенные условия договоров подряда, представленные бенефициарами, не были согласованы Минразвития в установленном порядке", – объясняет Счетная палата.

Также аудиторы обнаружили, что при осуществлении закупок отдельные договоры заключались с нарушениями тендерного законодательства, без надлежащего мониторинга и анализа стоимости материалов, что повлекло неэкономное использование бюджетных средств на общую сумму 5,42 млн грн.

Зафиксированы случаи не отражения в учете и финансовой отчетности конечных бенефициаров всех объемов выполненных строительных работ на общую сумму 44,74 млн грн.

Аудиторы обнаружили, что пеня за просрочку или невыполнение работ не начислялась.

"Отчетность по субпроектам осуществлялась нерегулярно, поскольку Минразвития этого не требовало. Значительная часть платежных документов бенефициаров содержали ошибки, или не соответствовали требованиям. Из-за этого их возвращали на доработку, поэтому задерживалось финансирование и усложнялась работа всех участников процесса", – отмечают в Счетной палате.

"Реорганизация Минразвития и отсутствие координации между его департаментами приводили к ненадлежащему реагированию на риски, возникающие при реализации субпроектов", – говорится в сообщении.

В Единой системе управления публичными инвестициями DREAM отражены неполные данные по 11 проектам, отклонения составили 316,7 млн гривен.

За проанализированный аудиторами период по полученному займу было уплачено 6,1 млн евро в качестве погашения тела кредита и 9,9 млн евро процентов за предоставленные средства.

Задержки с реализацией субпроектов или их остановка, отсутствие детального анализа состояния их реализации и потребностей в финансировании привели к формированию значительного остатка на счетах Минфина, и в итоге – неэффективного использования значительных сумм кредитных средств.

В частности, в 2024 году государством уплачено 1,4 млн евро процентов за обслуживание части займа в размере 34,8 млн евро, который так и не был использован в плановом периоде. При этом проценты за обслуживание этого займа были уплачены.

Напомним:

Счетная палата обнаружила, что неэффективность процедуры отбора и ненадлежащая реализация субпроектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины замедляют темпы восстановления социальной и критической инфраструктуры, а также приводят к необходимости уплаты процентов по полученному займу, который своевременно не используется.

Ранее Счетная палата обнаружила неурегулированность процесса управления государственным долгом Украины. Так, отсутствие среднесрочных стратегий управления ограничило возможности планирования долговых показателей и расходов на обслуживание долга.

Также в Счетной палате сообщили, что законодательно урегулированный порядок распределения средств Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии и внедрение цифровой системы DREAM для контроля за финансированием позволили бы усовершенствовать механизмы распределения средств и мониторинга.

Счетная палата аудит строительство финансы