Украинская правда

Зачем нам усложняют налогообложение?

Украина снова ходит по кругу, пытаясь реформировать "священную корову" бизнес-климата – упрощенную систему налогообложения. Министерство финансов уже очертило рамку: до 2027 года планируется "комплексное решение". Официальная цель звучит благородно: закрыть теневые схемы, имплементировать директивы ЕС и построить справедливость.

Национальная стратегия доходов, которую презентовал Минфин, предусматривает изменения в НДС для ФЛП и пересмотр ставок. Чиновники обещают, что "налогового землетрясения" не будет. Но любой предприниматель, услышав словосочетание "улучшение администрирования", инстинктивно проверяет действительность загранпаспорта.

Проблема не в том, что государство хочет навести порядок. Проблема в том, что налоговая система не существует в вакууме. Она является частью экосистемы вместе со стоимостью денег и доступом к капиталу.

Если государство повышает для малого бизнеса налоговую и учетную нагрузку, оно параллельно должно снизить стоимость капитала и помочь в организации "длинных" и дешевых денег в развитие – как кредитов, так и инвестиций. Иначе под удар попадут инвестиции и люди, которые выбирают эту юрисдикцию для работы.

По состоянию на конец 2025 года учетная ставка НБУ составляет 15,5%. По данным НБУ, это база, от которой отталкиваются рыночные проценты. Средние ставки по гривневым кредитам бизнеса в сентябре держались на уровне 15,3%.

Теперь посмотрим, с кем конкурирует украинский предприниматель.

В ЕС по-другому. По данным Европейского центробанка, в октябре 2025 года средняя ставка по новым кредитам до 250 тыс. евро для компаний составляла 3,59%, а для ФОПов – 3,97%.

Пропасть между 15% и 3-4% – это разница между двумя моделями. Или инвестиции и рост, как в ЕС. Или выживание, как в Украине. Потому что кредит (если он есть) съедает маржу, бизнес работает на изношенном оборудовании и проигрывает конкуренцию. Ну и в придачу увеличение налогов.

Для наглядности. Кредит 1 млн грн в Украине под 15,3% стоит 153 тыс. грн процентов в год. В ЕС та же сумма под 3,6% – около 36 тыс.

Разница – более 100 тыс. грн ежегодно на каждом миллионе инвестиций. Для малого бизнеса это зарплата, новый станок или первая партия экспорта.

Когда звучит предложение "забрать упрощенку", должен звучать вопрос: где бизнес возьмет дешевый капитал, чтобы пройти переход без остановки инвестиций?

По оценке OECD, в 2021 году малые и средние предприятия (МСБ) в Украине составляли 99,9% всех субъектов, обеспечивали 81,6% занятости и генерировали 70,2% добавленной стоимости. Более свежие данные, к сожалению, не нашел в открытых источниках.

Когда правила усложняются быстрее, чем появляются инструменты адаптации, бизнес делает три шага: сворачивает инвестиции, сокращает наем или переносит деятельность.

Третий шаг сегодня самый опасный.

Миграция во время войны уже критически уменьшила человеческий капитал. Дополнительные экономические "штрафы за работу в Украине" ускоряют отток самых продуктивных: предпринимателей, инженеров, ИТ- сектора. Если Польша предлагает понятные правила и кредиты под 4%, патриотизм должен подкрепляться очень серьезными экономическими аргументами.

Где бизнесу брать деньги, если кредиты дорогие? В нормальном мире – на бирже. В Украине фондовый рынок – это инициатива нескольких конкретных людей, а не макроэкономической системы как таковой.

Обратимся к отчету НКЦБФР за 2024 год. Наибольшие объемы торгов пришлись на ОВГЗ – 1,54 трлн грн. Это 86,43% рынка. Корпоративные облигации – 34,28 млрд грн, или 1,92%. То есть, биржа в Украине обслуживает государственный долг, а не финансирует развитие бизнеса.

В такой ситуации упрощенная система выполняет роль внутреннего финансирования. Она позволяет аккумулировать ресурс на развитие. Забрать этот буфер без открытия альтернатив – это перекрыть кислород.

Упрощенно объясняя, если ваша норма прибыли в ФЛП составляет 20%, то в случае требования платить НДС у вас больше нет прибыли.

Минфин декларирует правильную цель: убрать схемы и "серый" импорт. Но если реформа сработает как "одна кнопка для всех", следствием станет рост расходов, падение маржи и сокращение инвестиций. В стране с кредитом 15% эта цепочка работает безотказно.

Ликвидация упрощенной системы быстро выходит за пределы "налоговой техники" и становится социальным ударом. Для микро- и малого бизнеса это означает более высокие платежи, сложный учет, большие риски штрафов и кассовые разрывы. Это приведет к сокращению реинвестиций и зарплат, повышению цен.

Ну, и к закрытию бизнеса, как логическому следствию.

Конечно, увеличится теневая экономика. Когда легальная работа становится дороже и нервнее, растет доля "кэша", дробления деятельности и полуформальных моделей. Это усиливает конфликты с контролем и снижает доверие к государству.

Риск оттока в ЕС повышается из-за релокации бизнеса и решения людей оставаться там, где правила просты и прогнозируемы. Масштаб ущерба определит дизайн и суть реформы. Ведь сворачивание упрощенной системы без компенсаторов дает шок, зато – плавный переход с простыми правилами и доступом к финансированию снимает значительную часть напряжения.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
налоги ФЛП Минфин