ПРРО как инструмент детенизации: почему рынок топлива должен стать следующим
Теневая экономика в Украине – это не абстрактная проблема, а конкретная угроза экономической безопасности и развитию государства. По разным оценкам, от 30% до 44% ВВП функционирует вне официального учета. Это десятки миллиардов гривен ежегодно, которые не поступают в бюджет, не работают на финансирование армии, социальных программ и восстановление страны.
Среди наиболее теневых секторов экономики сегодня выделяются:
- игорный бизнес (схемы "мискодинга" и "метчинга");
- табачная и алкогольная продукция (контрабанда и контрафакт);
- аренда жилья (до 90% сделок – в тени);
- торговля – ввоз товаров с нарушениями таможенных правил (контрабанда и "серый" импорт).
Но один из самых показательных и болезненных примеров – рынок топлива.
Почему горючее остается в тени
Ежегодные потери государственного бюджета от теневого оборота горючего оцениваются примерно в 9 млрд грн.
На рынке топлива остаются классические схемы уклонения от налогов. Самая распространенная – продажа без выдачи кассового чека или манипуляции с ним, которыми пользуются как нелегальные, так и некоторые официальные АЗС.
Особенно масштабными остаются так называемые "скрутки" через "налоговые ямы". В этом случае горючее оформляют как оптовую продажу юридическим лицам, тогда как на практике оно реализуется в розницу за наличные без использования РРО. Фиктивный налоговый кредит возвращается в систему "скруток", а полученная наличность далее включается в сложные финансовые схемы, такие как "метчинг".
Эти механизмы не только лишают государство значительных поступлений, но и создают неравные условия для честных операторов рынка.
Внедрение программных регистраторов расчетных операций (ПРРО) могло бы существенно исключить такие схемы, обеспечив прозрачную фискализацию каждой операции, ведь ПРРО уже доказали свою эффективность в ресторанном бизнесе, ритейле и сфере услуг.
Что дает ПРРО для рынка горючего
Переход АЗС на программные РРО стал бы ключевым фактором в борьбе с теневым сектором.
Прозрачная фискализация каждой операции – делает невозможным продажу топлива "без чека".
Увеличение поступлений в бюджет – даже частичная детенизация рынка может дать государству дополнительные миллиарды гривен.
Оптимизация расходов для бизнеса – ПРРО дешевле и проще в использовании, чем классические кассовые аппараты. Это особенно важно для сетей АЗС с большим количеством точек.
Европейские стандарты прозрачности – внедрение ПРРО в топливном секторе приблизит нас к практикам стран ЕС, где контроль за налоговыми поступлениями в сфере энергоресурсов является одним из ключевых элементов государственной политики.
Выводы
Украина не может позволить себе сохранять более 40% экономики в тени. Детенизация должна стать частью масштабной экономической трансформации, и ПРРО является одним из наиболее действенных инструментов на этом пути.
Мы уже видим положительный эффект в тех сферах, где ПРРО работают. Пришло время сделать следующий шаг – ввести программные кассы в топливном секторе. Это не только дополнительные доходы для бюджета и эффективный инструмент борьбы с фальсификатом, но и более честные и конкурентные условия для бизнеса, который работает открыто.
Прозрачная фискализация – это ключ к сильной экономике, способной выдержать вызовы войны и восстановиться после нее.
