Українська правда

Почему в ЕС возьмут не всех

- 2 июня, 08:30

21 мая в представительстве Евросоюза в Украине состоялось совещание, посвященное обсуждению проекта постановления Минэкономики Украины о введении нулевой квоты на экспорт лома и отходов черных металлов в течение 2025 года.

Этот документ вызвал широкое беспокойство в бизнес-кругах и у международных партнеров и является ярким примером непрозрачного формирования государственной политики без надлежащего диалога со стейкхолдерами и анализа долгосрочных последствий.

Фискальные барьеры: миф о защите внутреннего рынка. Предлагаемое постановление предусматривает запрет экспорта лома черных металлов в страны Евросоюза. В то же время на экспорт в третьи страны уже действует пошлина в размере 180 евро за тонну. Этот инструмент применяется с 2014 года. Тогда ставка была всего 10 евро и постепенно росла до 30 евро/т, 42 евро/т, 58 евро/т и до нынешних 180 евро/т.

Ожидалось, что такие ограничения будут стимулировать внутреннее потребление лома и рост металлургического производства. Однако объем производства стали не увеличился, а уровень использования лома остался стабильным. Зато выросла лишь разница между мировыми ценами и внутренними закупочными.

Ситуация на рынке: факты вместо предположений. В 2024 году металлургические предприятия Украины купили 1,343 млн тонн лома черных металлов, что на 310 тыс. тонн больше, чем в 2023 году. В то время экспорт вырос всего на 110 тыс. тонн. То есть внутренний рынок получил больше ресурса несмотря на имеющийся экспорт. Это противоречит аргументации, что экспорт вредит обеспечению сырьем металлургической отрасли.

Стоит также учесть, что львиная доля поставок лома на внутренний рынок осуществляется через аффилированные компании при меткомбинатах. Это создает ситуацию двойного ценообразования, где внутренние цены существенно ниже, чем цены в ЕС. Разница достигает 60-80%. Такая модель выгодна для промышленных групп, но уничтожает конкуренцию и лишает заготовителей мотивации инвестировать в сбор и переработку лома.

Экспорт как предохранитель стагнации. Экспорт - единственный альтернативный канал сбыта лома для многих предприятий. Его ограничение или запрет приведет к потере 12-15 млн евро выручки ежемесячно, сокращению 4 тыс. рабочих мест, потере налоговых поступлений, недополучению только в 2025 году более 600 млн грн госпредприятиями, которые не смогут реализовать лом на открытом рынке.

Риски для евроинтеграции. Отдельное внимание следует уделить международному контексту. Как сообщили представители Евросоюза, предлагаемое правительством постановление затрагивает торговые отношения с ЕС и противоречит соглашению об ассоциации.

При этом ни Минэкономики, ни другие исполнительные органы не провели консультаций с евросоюзовскими партнерами. Более того, представительство ЕС получило обращения от евросоюзовских предприятий и отраслевых объединений и с предложениями поставок лома в Украину и с предупреждениями о возможности инициации введения встречных торговых ограничений на украинский чугун, сталь и другие виды металлургического сырья в случае одобрения этого постановления.

Препятствия для оборонного сектора. Наконец - о еще одной важной проблеме: утилизации уничтоженной военной техники и боеприпасов. Ежедневно растет объем металлических отходов военного происхождения, которые нуждаются в переработке. Однако внутренние предприятия не готовы инвестировать в этот процесс.

Без экспорта невозможно привлечь международные инвестиции или новейшие технологии. Это создает реальные риски для окружающей среды, безопасности и устойчивого развития, а финансовые потери Минобороны Украины стали расти.

Баланс украинского рынка металлолома, тыс. тонн

2022

2023

2024

+/-, 24/23, %

Производство стали

6 263,0

6 228,0

7 575,0

+21,6

Внутренние поставки лома на МК

895,7

1 034,7

1 343,1

+29,8

Экспорт

53,6

182,5

293,1

+60,6

Импорт

1,8

1,1

1,2

+9,1

Заготовка лома

996,7

1 277,3

1 749,3

+37,0

Источники: УА "Втормет", ОП "Укрметаллургпром", ДМС

Ценовой дисбаланс украинского рынка лома

1.12.24

1.01.25

1.02.25

1.03.25

1.04.25

1.05.25

Внутренние цены, евро/т, FCA

220-240

210-230

215-235

210-230

225-245

220-240

Экспортные цены, евро/т, DAP

310-330

315-335

310-330

320-340

340-360

320-340

Разница, евро/т

110

105

95

95

115

100

Разница, %

67,6

67,7

70,3

71,6

67,1

69,7

Выводы. Нулевая квота на экспорт лома - это не просто административное решение. Это шаг, который может иметь далеко идущие негативные последствия для экономики, рынка труда, госбюджета и международных обязательств Украины.

В условиях войны и потребности в экономической мобилизации государство должно действовать взвешенно, открыто и в партнерстве со всеми заинтересованными сторонами. Украина нуждается не в запретах, а в эффективной политике, которая позволит сбалансировать интересы производителей, экспортеров, потребителей и партнеров. И самое главное - сохранить доверие к себе как к надежному торговому партнеру и предсказуемому государству.

В свою очередь предлагаем альтернативное решение по прекращению инсинуаций и конфликта интересов между двумя стратегическими отраслями промышленности. Оно заключается в утверждении и внедрении баланса образования и потребления лома черных металлов, который должен ежегодно утверждаться Минстратегпромом Украины.

Наличие такого баланса является предпосылкой принятия взвешенного государственного решения, которое учло бы интересы сторон и способствовало развитию рынка. Привлечение широкого круга ученых и экспертов, включая международных, позволит найти единое эффективное и прозрачное решение для ломоперерабатывающей промышленности.

Кроме того, ключевые представители заготовительной отрасли готовы подписать и выполнять соответствующий меморандум с металлургическими предприятиями о приоритетном обеспечении их потребностей в ломе черных металлов. Но нужны ли прозрачные и справедливые правила на рынке лома металлургам - вопрос риторический.