Почему украинские АЗК опережают европейские
Несмотря на войну, украинские сети АЗС автозаправочных комплексов продолжают активно развиваться, демонстрируя инновационный подход к обслуживанию, сервисам и цифровым решениям.
За последние годы изменился не только подход к обслуживанию клиентов, но и само восприятие АЗК – с "места заправки" на полноценный дорожный хаб, вызывая удивление и восхищение даже у иностранных гостей из высокоразвитых стран. Что же побудило эти изменения?
Вызовы как двигатель прогресса
Сегодня в Украине вряд ли кого-то можно удивить словом "вызов". Впрочем, в течение длительного времени их один за другим продолжает преодолевать и украинский бизнес. Только за последние пять лет, отечественные сети АЗК столкнулись с несколькими трудностями.
Пандемия. В условиях значительных карантинных ограничений и резкого снижения мобильности населения, заправочные сети были вынуждены быстро адаптироваться к новым реалиям, внедряя новые решения. Так, в 2020 году пришлось значительно усилить меры безопасности и гигиены, оперативно перестраивать логистику нефтепродуктов и развивать диджитал инструменты для минимизации прямого контакта потребителей со станциями.
Испытание войной. Бесспорно, самый большой и сложный вызов. Из-за боевых действий и нарушения логистики, страна оказалась в условиях топливного кризиса. Наиболее организованные сети заправочных комплексов с сильными логистическими инструментами смогли быстро адаптироваться, изменив пути и средства поставки топлива. Доверие к таким АЗК стало капиталом, и это повысило значение клиентоориентированности.
Не меньшей трудностью стало и физическое разрушение АЗК. Это заставило нас пересмотреть подход к восстановлению поврежденных объектов и строительству новых. Так, новые заправочные станции создаются по новым стандартам безопасности и с учетом потребностей всех общественных групп – инклюзивными, просторными и мультифункциональными.
Впрочем, есть и несколько положительных факторов, способствующих развитию сетей.
Автомобилизация. Несмотря на то, что во время большой войны, способность украинцев покупать новые авто значительно сократилась, страна постепенно приближается к показателям довоенного времени. По данным ассоциации Автопром, в 2024 году украинцы приобрели более 70 тыс. новых легковых авто, что на 14% больше, чем в 2023 году и почти втрое больше, чем в 2022-м.
Рост автомобилизации стимулирует развитие инфраструктуры АЗК, а следовательно и расширение спектра услуг и внедрение новых технологий.
Развитие автотуризма. Ковидные ограничения и война сказались на развитии внутреннего туризма, сделав популярными путешествия на собственном авто. По оценкам, в этом году 85% граждан планируют отдыхать в Украине, и все больше из них выбирают путешествия на автомобиле. Автотуризм становится не только заменителем авиаперелетов, но и способом провести время вместе с близкими и увидеть страну по-новому.
5 направлений, где мы превосходим европейцев
Хотя во многих аспектах украинские АЗК ориентируются на европейский опыт, есть несколько сфер, где мы опережаем западных партнеров.
Гастрономия и ритейл. Украинские АЗК активно инвестируют в развитие гастрономического сервиса, предлагая клиентам блюда, которые по уровню не уступают ресторанным. То же самое касается и супермаркетов, "вмонтированных" в тело заправочных комплексов и заменяющих необходимость похода в другие магазины.
Кофейная культура. Многие украинские сети славятся качественным кофе, который готовят на профессиональном оборудовании из лучшего зерна. Украинские игроки активно инвестируют в развитие кофейного направления как инструмент расширения бизнеса и точку конкурентного преимущества.
Инклюзивность. Большие паркоместа у входа, раздвижные двери, пониженные бордюры для удобного заезда на креслах колесных, тактильные указатели и дорожки для людей с нарушениями зрения – лишь часть базовых характеристик для новых украинских заправок. Уважение к людям с инвалидностью, ветеранам, мамам с маленькими детьми или домашним любимцам – это новая социальная ценность, без которой сложно представить будущее Украины.
Цифровизация. Отечественные топливные компании активно внедряют мобильные приложения с широким функционалом от онлайн-оплаты топлива без выхода из авто до накопления бонусов и интеграции с банковскими и платежными сервисами.
Несмотря на пандемию, войну и многочисленные вызовы, украинский бизнес ищет новые возможности для роста, улучшения сервиса и внедрения инноваций. Сети АЗК – яркий пример этого движения вперед: они не просто восстанавливают работу, а создают современные, удобные и инклюзивные пространства, которые опережают даже европейские практики.
Украина демонстрирует, что даже во время войны мы способны задавать тренды и становиться примером для иностранных партнеров.

