Почему сотрудничество бизнеса с "профтехами" - это win-win
Как организовать взаимодействие предприятий с образовательными учреждениями и почему это важно для всех.
Война меняет логику всего, в том числе логику инвестиций. Бизнес массово жалуется на дефицит кадров. По опросу Европейской бизнес-ассоциации, 74% украинских компаний не имеют достаточно квалифицированных работников. Нехватка квалифицированных кадров - не временная турбулентность, а системная угроза экономике.
Сотрудничество с учреждениями профессионально-технического образования (ЗПТО) - это возможность формировать лояльные, подготовленные кадры уже "на входе", не тратя ресурсы на дообучение, адаптацию или убеждение айтишника попробовать себя в инженерии.
К тому же, компании можно привлекать к внедрению образовательных программ, чтобы сделать их максимально соприкасающимися с реальным рынком труда.
В Финляндии система сотрудничества бизнеса и "профтехов" работает и показывает убедительные результаты. Там действует системная модель: компании привлечены к формированию программ, предлагают оплачиваемую практику, открывают собственные лаборатории на базе учебных заведений. Это позволяет готовить кадры по индивидуальным потребностям бизнеса, снижать затраты на адаптацию работников и ускорять инновации.
Для малого и среднего бизнеса Финляндии "профтехи" - это ресурсный хаб с кадрами, идеями и инфраструктурой для пилотных проектов. В некоторых учебных заведениях родители учатся вместе с детьми: получают новую или меняют профессию. Этот пример подтверждает: "профтех" может быть полноценным инструментом экономического роста, если к нему приобщается бизнес.
Как это работает
Первый пример. Директор ООО "ЗС авто центр" Александр Тараник говорит, что сотрудничество с "профтехом" - выгодная win-win-модель. Для студентов это практика и знакомство со взрослой жизнью, а для бизнеса - выращивание специалистов.
В компании убеждены, что студентов нужно воспитывать как будущих работников с первого курса обучения. Например, студент "профтеха" Александр Усик пришел на практику в 2023 году, а в 2024-м, в свои 19 лет, вошел в тройку лучших работников предприятия по показателю выработки нормо-часов.
Компания финансирует практику и стремится привлекать больше студентов, чтобы те видели возможность своего профессионального роста и развития в Украине.
Второй пример. В 2024 году украинская строительная компания CCG Development начала уникальный проект Build your future. Он стал практической площадкой для студентов, осваивающих строительные и технические специальности.
Студенты проходили учебную-производственную практику на строительных объектах компании в сопровождении менторов. Во время архитектурной лекции "Как полномасштабная война влияет на архитектуру и дизайн?" в рамках сотрудничества с Veteran Hub обсуждали пути развития архитектуры в новых реалиях.
В течение сотрудничества с "профтехами" CCG Development привлекла на практику более 100 студентов и 35 из них трудоустроила. Компания продолжает стажировать молодежь в отделе архитектуры и на стройплощадках, расширяет сотрудничество с другими ЗПТО, привлекает студентов на воркшопы и лекции, чтобы популяризировать строительные профессии.
Третий пример. Дружковский машиностроительный завод и Днепровский центр ПТО объединили усилия для сохранения кадров после релокации предприятия и подготовки специалистов. В центре организовали интенсивную переподготовку без отрыва от производства и запустили дуальную форму обучения: ученики совмещают учебу с работой на заводе и имеют перспективу трудоустройства. Завод предоставляет чертежи, оборудование, технические требования, привлекает собственных специалистов в качестве преподавателей.
Что получает бизнес
В первую очередь - снижение затрат на дообучение. Студент, прошедший адаптированную к реальному цеху программу, - это минус два-три месяца обучения в компании. Второе - лояльность кадров. Те, кто приходят из партнерских образовательных программ, чаще остаются надолго. В реалиях кадрового голода "профтехи" - едва ли не единственный канал, который может оперативно дать мотивированных молодых специалистов для критически важных отраслей: производства, логистики, энергетики и агросектора.
Меняется не только экономический фон, но и само профессионально-техническое образование. Благодаря реформе Минобразования при поддержке доноров и образовательных игроков модернизируется инфраструктура, меняются стандарты образования и обучения педагогов.
Один из игроков, способствующих трансформации системы, - Projector Foundation. Вместе с Projector Institute и МОН в рамках программы Education Cannot Wait фонд обучает преподавателей критическому менеджменту, интегрирует предпринимательское мышление и курсы по мягким навыкам в учебные программы, разрабатывает модельные программы, адаптированные к потребностям рынка, по которым будут учиться студенты.
Вместо абстрактных задач - реальные кейсы из производства: как подобрать материалы, просчитать себестоимость, решить техническую проблему. Теория сразу переходит в практику. Для бизнеса сотрудничество с "профтехом" - это не разовая CSR-акция, это реальная инвестиция в стабильность и качество кадрового резерва.
Как начать сотрудничество с "профтехом"
Осознать, что это не волонтерство, а стратегическая инвестиция. Прежде всего, бизнес должен четко решить, готов ли он вкладывать время и ресурсы в партнерство с учебным заведением. Без этого системное сотрудничество невозможно.
Выбрать релевантные ЗПТО. Стоит определить несколько колледжей или "профтехов", которые готовят специалистов по нужным для компании специальностям. После этого следует приехать в заведение для знакомства с администрацией и преподавателями, изучить особенности учебного процесса, познакомиться со студентами.
Присутствовать при этом. Не ограничиваться перепиской, а посещать дни открытых дверей, участвовать в занятиях, делиться знаниями. Чем больше прямых контактов с учениками, тем быстрее формируется заинтересованность и лояльность к компании.
Определить кадровые потребности. Каких специалистов не хватает? Какие навыки надо усилить? Этот аудит - основа для создания обучающих решений с "профтехом".
Начать с малого. Запустить пилотный модуль или краткосрочный курс. Это позволит оценить эффективность и не потребует больших затрат.
Привлекать молодежь. Организовать экскурсии, воркшопы, публичные дискуссии. Это формирует имидж компании как открытого работодателя и создает доверие среди молодежи.
Создать понятные условия практики. Практика не должна быть "для галочки". Ее следует организовать так, чтобы ученики понимали бизнес-процессы, видели перспективу, могли себя проявить. И быть готовым: первые шаги требуют терпения.