"Мораторий на проверки": что на самом деле принято и почему бизнесу рано расслабляться
В августе правительство представило проект Программы действий, где среди приоритетов - введение пятилетнего моратория на проверки. Звучит громко. Но пока Верховная Рада не изменила профильные законы - это лишь политические обещания.
21 июля 2025 года президент Владимир Зеленский указом №538/2025 ввел в действие решение СНБО "О введении правовых и организационных мер по мораторию на безосновательные проверки и вмешательство государственных органов в деятельность бизнеса и стимулирования экономического роста в Украине".
Что именно решил СНБО и что ввел в действие президент?
Если читать текст, а не заголовки, СНБО не установил "общий мораторий". Решение поручает правительству установить ограничения на проверки Государственной налоговой службы и Гостаможслужбы для плательщиков с низким уровнем риска (и для авторизованных экономических операторов), с исключениями (в частности для подакцизных товаров).
Иными словами, речь идет о настройке риск-ориентированной модели, а не о запрете любых проверок. Указ №538/2025 также рекомендует Верховной Раде ускорить рассмотрение некоторых законопроектов (в т.ч. изменений в Налоговый и Таможенный кодексы), ни один из которых, впрочем, не касается запрета или ограничения проверок.
"Пятилетний мораторий" правительства - это план, а не норма
18 августа 2025 года премьер-министр Юлия Свириденко представила проект Программы действий правительства с упоминанием о моратории на проверки бизнеса до пяти лет. Это - программная декларация и политическое намерение, которое требует законопроектов и голосов в парламенте.
По состоянию на сегодня ни одного закона, устанавливающего 5-летний мораторий, не принято.
Параллельно плановые и внеплановые налоговые проверки продолжаются по действующим процедурам. То есть режим "как было": планы проверок - в силе, штрафы - налагаются, сроки - не остановлены.
Почему "мораторий на основании указа/постановления" не будет работать
Налоговый контроль - только по Налоговому кодексу. Виды проверок, их основания, порядок и исключения определяет именно этот документ. Изменить это может только закон. Ни один указ президента или постановление Кабмина не могут "перечеркнуть" нормы Налогового кодекса.
Иерархия актов. Принцип прост: в случае коллизии между законом и подзаконным актом применяется закон. Поэтому даже "жесткий" правительственный акт или указ президента не может остановить действие Налогового кодекса - нужно законодательное изменение.
Что реально изменилось с 21 июля? По сути, ничего. После решения СНБО правительство анонсировало ограничение (а не отмену) проверок для низкорисковых плательщиков. Исключения - высокорисковые сферы (подакцизные товары и т. п.). Это полезный, но точечный шаг в рамках риск-ориентированного надзора. Всеобщего "стоп-проверок" нет. Да и не стоит его ожидать в текущей ситуации.
Что надо изменить в законодательстве, чтобы мораторий стал реальностью?
Налоговый кодекс:
- четко определить сферу и границы моратория (на какие виды проверок и по каким риск-группам);
- зафиксировать исключения (подакцизные товары, НДС-риски, трансфертное ценообразование, выплаты пассивных доходов нерезидентам и т.д.);
- внести изменения в части приостановления/продления сроков давности, наложения штрафов и т.д.
Таможенный кодекс следует синхронизировать с налоговыми исключениями и риск-критериями (АЭО, низкий риск).
Практические советы бизнесу "на сейчас"
Не менять внутреннюю политику допуска к проверкам. Работаем по Налоговому кодексу: проверяем основания, приказ, срок, предмет; фиксируем процесс. Любой отказ в допуске "из-за моратория на новости" - путь к спору, который бизнес, скорее всего, проиграет.
Классификация риска. Если вы low-risk/АЭО - используйте этот аргумент в коммуникации с ГНС/ГМС, ссылаясь на указ №538/2025, но не как абсолютное основание для недопуска.
Мониторить законопроекты. Реальным триггером изменений станет регистрация/принятие законов под правительственную Программу действий (пятилетний мораторий).