Минразвития рассказало о результатах работы цифровой системы "еЧерга"

За три года функционирования проекта "еЧерга" украинские и иностранные перевозчики осуществили более 2,6 млн пересечений границы. Из них – более 2,3 млн пересечений состоялось грузовиками, 329 тысяч – это пересечения границы автобусами.
Об этом сообщает Министерство развития общин и территорий Украины.
"В общем, в Системе зафиксировано более 107 тысяч уникальных грузовиков, которые пересекли границу по записи не менее 1 раз. За этот же период состоялось более 103 тысяч загрузок приложения еЧерга", – говорится в сообщении.
Почти 90% пересечений границы было выполнено грузовиками на украинской регистрации. Остальные 10% – это иностранные транспортные средства. Среди них больше всего выезжают по записи в еЧерзи грузовики Польши, Молдовы, Турции, Румынии, Словакии, Венгрии, Литвы, Чехии и Латвии.
Министерство сообщает, что 12 декабря 2025 года проект "еЧерга" для пересечения границы отмечает три года от запуска.
Так, 12 декабря 2022 года в пункте пропуска "Ягодин – Дорогуск" на границе с Польшей электронная запись для пересечения границы заменила физическое ожидание в очереди на дороге.
"Это означает, что водители больше не вынуждены были днями и неделями ожидать на дороге, а смогли планировать пересечение границы. Таким образом достигается ключевая цель проекта – предупредить физические очереди перед границами и дать возможность планировать логистику", – говорится в сообщении.
"В течение следующих лет уникальная система была масштабирована на другие ключевые пункты пропуска для грузовиков, команда проекта развивала функционал еЧерги, а также запустила онлайн- запись и для автобусов", – отмечает ведомство.
"Мы полностью изменили подход к пересечению границы: физические очереди на дорогах изменили на прозрачный, прогнозируемый цифровой механизм, который позволяет водителям планировать время, а государству – эффективно управлять потоками", – говорит министр развития общин и территорий Украины Алексей Кулеба
По его словам, система "еЧерга" дала возможность упорядочить приоритетные грузы, минимизировать коррупционные риски и заложить основу для дальнейшей цифровизации пограничных процедур.
"В планах – внедрение нового функционала и запуска пилота для легковых авто, чтобы обеспечить быстрое, прозрачное и безопасное пересечение границы для всех участников движения", – добавил он.
Сегодня "еЧерга" работает на всех пунктах пропуска для грузовиков и автобусов – в целом на 29 международных пунктах с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией и Молдовой. Регистрация для выезда за границу в "еЧерзи" обязательна для всех коммерческих транспортных средств – украинских и иностранных.
Также система позволяет фиксировать среднее время на контроле транспортных средств. Например, загруженные транспортные средства фактически вдвое дольше находятся на контроле в пункте пропуска, чем пустые.
В частности, среднее время оформления загруженных составляет 3 часа 1 минута, а пустых – 1 час 36 минут. Дольше всего оформляют товары 1-24 группы, требующие фитосанитарного/ветеринарного контроля – в среднем на это нужно 6 часов 38 минут, говорится в сообщении.
Кроме того, "еЧерга" также позволяет обеспечить прозрачное движение в очереди ожидания для приоритетных товаров, в первую очередь скоропортящихся грузов. За все время работы проекта в Системе было зафиксировано более 60 тысяч пересечений границы со скоропортящимися товарами.
Среднее время ожидания с момента постановки в очередь и пересечения границы для такого транспорта составляло 3 часа 36 минут. Это свидетельствует, что цифровой алгоритм обеспечивает понятное движение в очереди, минимизировав при этом коррупционные риски. Поэтому, скоропортящиеся грузы в основном двигались без существенных задержек.
Для автобусов "еЧерга" пока действует в двух форматах: слотированная система с бронированием времени на пересечение границы и динамическая очередь, где речь идет только о записи без четкого времени. Первая сейчас уже введена на большинстве пунктов пропуска.
Напомним:
Министерство развития общин и территорий Украины утвердило новые правила использования системы еЧерга для автобусов.
Правительство приняло решение, которое позволит проводить пограничный и таможенный контроль непосредственно в вагонах поезда — без длительных остановок на границе.
Ранее сообщалось, что паромный комплекс "Орловка", который 22 ноября подвергся российскому удару, возобновил работу, но пока – в тестовом режиме.
Ранее правительство поручило Государственной таможенной службе до 1 октября передать в управление Агентства восстановление еще пяти пунктов пропуска на границе с Румынией и Словакией.
С 10 декабря в пунктах пропуска на румынской границе стартовала цифровая система въезда/выезда EES.
Государственная таможенная служба и Администрация морских портов Украины протестировали цифровые решения для контроля в морских портах, что минимизирует риск ошибок и сокращает время прохождения формальностей.
Ранее сообщалось, что Администрация морских портов Украины начала в морском порту Южный тестовый запуск цифровой платформы, которая объединяет все административные процедуры, связанные с обработкой судов.
В крупнейшем глубоководном порту Украины "Южный" запущен автомобильный модуль цифровой платформы DocPort. Платформа создана специалистами АМПУ без привлечения сторонних организаций.