Українська правда

Конец эпохи маршруток

- 27 июня, 09:30

В европейских городах автобус или трамвай - не только способ добраться на работу, а привычная, удобная, предсказуемая среда. У нас же очень часто это про жару летом, холод зимой, отсутствие терминала, переполненные салоны и непонимание, когда и придет ли вообще маршрутка.

На самом деле все это - не просто бытовые неудобства. Это показатель того, насколько системно мы подходим к организации жизни в городе. Транспортная система - это часть общественного договора. Она должна работать для всех: молодых и старших, льготников, людей с инвалидностью, жителей центра и пригородов.

Начало конца эры маршруток

Сегодня в Украине продолжается работа над законопроектом, который должен урегулировать предоставление общественно важных транспортных услуг. Вместе с европейской организацией Transport&Environment "Екодія" подготовила для Минразвития пакет рекомендаций, призванных привести украинское законодательство в соответствие с Регламентом ЕС №1370/2007.

Модель Public Service Obligation (PSO), которая лежит в основе этого Регламента, базируется на простой идее: перевозка - это не только рыночная услуга, а общественная необходимость. В Европейском Союзе PSO используется во многих сферах: почтовых, энергетических, социальных, банковских. Но в транспорте - особенно.

Она позволяет государству или общине заказывать у перевозчика услугу даже тогда, когда та экономически невыгодна, но если важна для людей. Тогда перевозчик получает компенсацию из бюджета по четкой формуле.

24-26 июня в Брюсселе состоялись заседания по оценке готовности Украины к транспортным реформам. Там же рассматривался и обновленный законопроект относительно модели работы общественного транспорта. Это логичный и необходимый шаг для приближения к европейским стандартам в сфере общественного транспорта.

Что предлагает общественность и что это даст пассажирам

Рекомендации, которые разработала общественность, имеют одну цель - чтобы общественный транспорт в Украине стал предсказуемым, доступным и достойным.

Что предлагается:

  • Ввести конкуренцию на прозрачных условиях. Все контракты с перевозчиками должны заключаться через тендер, а не "по договоренности". Это позволит привлекать лучших операторов и планировать инвестиции в новый подвижной состав.
  • Установить четкую формулу компенсации. Перевозчики должны знать, сколько и за что им платят - за километры, а не за количество пассажиров. Это обеспечит стабильность, позволит перевозить всех - в том числе льготников - без дискриминации.
  • Предоставить перевозчику эксклюзивное право на маршрут. Это означает: один оператор - один маршрут, без дублирований, хаоса и "перетягивания" пассажиров.
  • Прописать ответственность органа власти. Должно быть четко определено, кто организует перевозки, проводит конкурсы, контролирует качество и принимает жалобы.
  • Создать возможность координации между общинами. Потому что сегодня запустить маршрут Киев-Ирпинь сложно именно из-за юридических пробелов между административными единицами.
  • Инвестировать в экологический транспорт. Рекомендуем предусмотреть закупку доли "чистых" автобусов и троллейбусов с автономным ходом.
  • Обеспечить прозрачность. Это и системы электронной оплаты, и контроль пассажиропотока, и открытость данных о выполнении рейсов.

А что получат пассажиры?

  • Транспорт, который приезжает вовремя. С четким расписанием и без "исчезновения" после 20:00.
  • Справедливый проезд для всех, без дискриминации льготников.
  • Комфорт в дороге. Современные автобусы вместо старых "Богданов". Низкий пол, кондиционеры, безналичная оплата.
  • Меньше пробок и загрязнения. Потому что качественный транспорт - альтернатива машине.
  • Контроль и доверие. Потому что каждый будет знать: куда идут бюджетные средства, кто ответственный и как действовать, если что-то не работает.

Реформа транспортной системы - это не о том, чтобы что-то "запретить". Это о том, чтобы дать возможность каждому из нас выбрать общественный транспорт, который будет действительно удобен. Потому что в нем не только можно доехать, но и хочется ехать.

Соавтор

Анастасия Нагорная, аналитик европейской ОО "Transport & Environment"