Как управлять коммунальными предприятиями
Крупные госкомпании перешли к модели корпоративного управления. Их опыт должны перенять коммунальные предприятия. Что это даст?
Коммунальные предприятия – это не просто хозяйственные единицы, это стратегические инструменты общественного благосостояния. Все, что обеспечивает базовое качество жизни людей – вода, тепло, транспорт, – проходит через их руки.
Несмотря на свою общественную важность, большинство КП до сих пор работают по архаичным правилам, заложенным еще в Хозяйственном кодексе начала 2000-х годов.
Они остаются "серой зоной" местной политики: непрозрачные бюджеты, закрытые кадровые решения, ручное влияние советов и глав. Возникает вопрос: нужно ли внедрять корпоративное регулирование на этих предприятиях?
Ответ однозначен: не просто нужно, а жизненно необходимо, если Украина стремится к настоящему самоуправлению, а не его декорациям.
От частных интересов к публичной ответственности
Сейчас модель управления коммунальными предприятиями базируется на полной зависимости от органов местного самоуправления. Однако эта зависимость не равнозначна подотчетности громаде. КП часто превращены в инструменты политического влияния или бюджетообразующие "карманы" местных элит.
В условиях послевоенного восстановления, евроинтеграции и ожиданий международных партнеров такое положение недопустимо. Европейский Союз и ОЭСР четко указывают: управлять имуществом громады можно только через систему корпоративного управления, предусматривающую разделение политического влияния и профессионального менеджмента.
Что такое корпоративное управление и зачем оно громаде
Корпоративное управление – это не просто наблюдательные советы и уставы. Это система, обеспечивающая прозрачность – публичные финансы, аудит, отчеты; ответственность – руководитель отвечает не перед политиком, а перед органом надзора; баланс интересов – общество (потребитель), работник, орган власти и государство имеют свои гарантии.
Международные стандарты, в частности принципы ОЭСР и пособия IFC, отмечают: государственные и коммунальные компании должны действовать так же ответственно, как частные, но с одним важным отличием: их акционером является общество.
Трансформация: от государственных гигантов к местным монополиям
Украина уже идет по пути реформ в государственном секторе. "Нафтогаз", "Укрзализныця" и "Укрпочта" перешли к модели с независимыми наблюдательными советами, аудитом и конкурсами. Результат очевиден: стабильность, международное доверие, инвестиции.
Теперь опыт крупных бизнес- игроков должны перенимать коммунальные предприятия. Ярким примером введения моделей корпоративного управления является КП "Николаевводоканал", который при поддержке Антикоррупционной инициативы ЕС (EUACI) станет первым коммунальным предприятием в Николаеве и одним из первых в Украине с независимым наблюдательным советом. Далее будут другие крупные КП города.
Львовское МКП "Львовводоканал" – еще один успешный пример создания независимого наблюдательного совета в коммунальном секторе. Это только начало развития корпоративного управления в коммунальных предприятиях.
Это важно для КП, потому что с 28 августа 2025 года, после утраты силы Хозяйственного кодекса, новые коммунальные предприятия не смогут создаваться в старой форме, а только как ООО или АО. Это юридический сигнал: корпоратизация становится обязательной.
Уроки США и ЕС: потребитель выше акционера
Опыт США свидетельствует, что для коммунальных предприятий классическое корпоративное управление (ориентация на акционеров) недостаточно. В деле FirstEnergy или PG&E было доказано, что именно потребители, а не инвесторы, являются настоящими выгодоприобретателями. Отсюда – призывы включать их представителей в советы директоров.
Муниципальные предприятия Германии и Франции работают как публичные корпорации: независимые аудиторы, кодексы этики, ежегодные отчеты. Они остаются публичными, но профессиональными. Украинские же КП часто не имеют даже публичного баланса.
Сопротивление и страхи громад
Главный аргумент противников корпоративного управления – "это отдаст КП в руки иностранцев или олигархов". На самом деле – наоборот. Сейчас КП часто контролируются кулуарно, без участия общин. Корпоратизация же дает прозрачную оплату труда, а не "конверты"; наблюдательный совет, который может уволить неэффективного директора; аудит, который выявит хищения; публичные конкурсы, а не политические назначения.
Страх потерять ручной контроль – это страх потерять теневые ресурсы.
Либо корпоратизация, либо деградация
Корпоративное управление для коммунальных предприятий – это не техническая реформа. Это выбор между городской собственностью громады и вотчинной собственностью чиновников.
Украина не построит инвестиционно привлекательные города без прозрачного, профессионального управления. КП должны стать корпорациями громад с правами потребителей, этическим кодексом, финансовой ответственностью, независимым надзором.
Корпоратизация – не конец КП, а их перерождение. Если мы не изменим правила, то громады и дальше будут платить за чужую безнаказанность, а не за услуги. Будущее местного самоуправления не в лозунгах, а в управлении. Именно корпоративное управление дает громадам самое ценное: право контролировать то, что им принадлежит.

