Українська правда

Через атаки РФ на цивільні судна судновласники купують додаткові страховки – ЗМІ

- 17 декабря, 13:50

Атака России на сухогруз CENK M под турецким флагом повлияла на решение ряда судовладельцев заходили в украинские порты. Если раньше они шли без оформления отдельного военного покрытия, теперь ситуация изменилась.

Об этом говорится в публикации сайта Latifundist.com.

"Обстрелы турецких судов в Черном море стали тревожным сигналом — Россия снова поднимает ставки, пытаясь запугать судовладельцев из третьих стран. Параллельно под ударом остаются порты и железнодорожные маршруты", – говорится в публикации.

"Судно, которое ранее работало как с украинскими, так и с российскими портами, попало под удар. Это заставило многих судовладельцев, которые до сих пор пытались балансировать между сторонами, задуматься о реальных рисках", – говорится в публикации.

"Еще совсем недавно арабские и турецкие судовладельцы охотно заходили в украинские порты без оформления отдельного военного покрытия — ограничивались базовыми страховыми пакетами или вообще без него", – рассказал один из операторов страхового рынка.

"Часть западных андеррайтеров в отдельных случаях подняли их до 0,35–0,45%, в зависимости от маршрута, типа груза и самое главное — истории взаимоотношений с конкретным клиентом", – пишет Latifundist.com.

Все чаще вводится лимит пребывания судна в украинских водах: не более 7 суток, вместо привычных до последнего времени десяти дней, говорится в публикации.

Для судна дедвейтом 5 тыс. т, экспортирующего кукурузу в Ливан по условиям CIF с ценой $248 за тонну. По ставке страхования 0,25% это составляет 63 цента на тонне, тогда как при повышении до 0,45% — уже $1.

"Несколько иная история в страховании судов. Оно обычно стоило не больше, чем страхование самого груза — около 0,2–0,25%. Теперь (после последних обстрелов судов и портов) для новых клиентов ставки выросли до 0,4–0,5%", – пишет издание.

Это важно, потому что страхование судна входит в ставку фрахта. Чем дороже страхование — тем выше ставка перевозки, и тем менее конкурентным становится украинский экспорт.

Несмотря на обстрелы и общее логистическое давление, среди операторов балкерного флота паники не наблюдается, говорится в публикации.

Директор BPG Shipping Геннадий Иванов пояснил, что еще в ноябре, на фоне ожидаемого роста экспорта кукурузы, ставки фрахта подросли, но сам экспорт не оправдал прогнозов. Объемы не выросли, а значит, и оснований для повышения ставок не осталось. С тех пор фрахт только дешевеет.

Пока колебаний в страховых премиях пока не фиксируют, хотя ситуация динамичная.

Наибольшие риски могут коснуться наливных товаров, в частности подсолнечного масла, говорится в публикации. По словам партнера Sunstone Brokers Сергея Репецкого, отдельные судовладельцы в последние дни стали осторожнее относиться к заходу в украинские порты. В нескольких случаях, по его словам, фрахт рос на 20–50%.

Напомним:

Ранее Россия совершила атаку на гражданское судно, которое транспортировало в Египет украинское подсолнечное масло.

Вечером 12 декабря россияне ударили баллистическими ракетами и дронами по Одессе и области. В результате атаки повреждено гражданское судно в порту Черноморск, пострадал человек. Судно принадлежит турецкой компании. Есть также повреждения объектов гражданской и портовой инфраструктуры.

Ранее сообщалось, что в пятницу, 28 ноября, в Черном море в результате внешних ударов у побережья Турции загорелись два подсанкционных танкера - KAIROS и VIRAT. Впоследствии стало известно, что это была спецоперация Службы безопасности Украины.

Позже сообщалось, что нефтяной танкер Mersin, связанный с Россией, получил повреждения у побережья Сенегала (западная часть Африки) в результате взрывов. А 2 декабря танкер Midvolga-2, следовавший из России в Грузию, подвергся атаке в Черном море примерно в 80 милях (около 130 км) от побережья Турции.

10 декабря беспилотные катера поразили танкер "Dashan" под флагом Гамбии, который находится под санкциями за принадлежность к так называемому российскому "теневому флоту".

Лидер Кремля Владимир Путин заявил, что Россия увеличит атаки по украинским портам и входящим в них судам на фоне атак дронов по танкерам РФ в Черном море.

В ноябре 2025 года количество воздушных атак РФ по украинским морским портам выросло почти вдвое по сравнению с октябрем.

Ночью 17 ноября российский враг атаковал порт Измаил дронами. В результате атаки повреждена портовая инфраструктура и несколько гражданских судов, находившихся у причалов.

На территории Измаильского порта в результате российской атаки пострадал танкер под флагом Турции, который находился на разгрузке сжиженного газа. На судне оставалось около трех тысяч тонн. Возник масштабный пожар. Экипаж судна из 16 членов был безопасно эвакуирован.

Руководитель Мониторинговой группы "Института Черноморских стратегических исследований" Андрей Клименко убежден, что Россия намеренно атаковала в порту Измаил именно судно- газовоз, чтобы отпугнуть судовладельцев, которые обеспечивают доставку грузов в украинские порты.