Українська правда

Из 98 пассажирских маршрутов "Укрзализныци" 56 – убыточны

- 11 ноября, 16:56

К убыточным и наиболее убыточным категориям "Укрзализныця" относит большинство маршрутов. 56 из 98 регулярных маршрутов "Укрзализныци" по Украине являются убыточными, согласно внутренней аналитике пассажирских перевозок компании.

Об этом пишет Railinsider.com.ua.

В компании маршруты разделили на четыре группы по уровню рентабельности, говорится в сообщении.

К прибыльным относятся преимущественно высокоскоростные и наиболее востребованные направления между крупными городами, в частности Киев — Днепр, а также часть рейсов Киев — Львов, Киев — Харьков и Киев — Одесса.

"Маржинально убыточные сообщения приближаются к нулевой рентабельности, однако остаются с незначительными потерями. Среди них — Киев — Винница, Киев — Хмельницкий, Киев — Запорожье", – говорится в сообщении.

К убыточным и наиболее убыточным категориям отнесено большинство маршрутов, прежде всего западные направления — Киев — Ужгород, Киев — Черновцы, а также часть межрегиональных рейсов, как -от Харьков — Львов.

"Убыточность пассажирских перевозок по железной дороге обусловлена комплексом причин, среди которых социальные обязательства. Значительная часть маршрутов обеспечивает транспортное сообщение малонаселенных районов, где пассажиропоток не покрывает операционных расходов", – говорится в сообщении.

Кроме того, это использование дизельной тяги. На неэлектрифицированных участках эксплуатация тепловозов значительно дороже по сравнению с электрической. Среди других причин – низкий пассажиропоток на отдельных участках и необходимость обновления подвижного состава.

Так, убыточными являются даже популярные "горные направления". Как пояснили в Укрзализныце, перевозки в Карпатах осуществляются дизельной тягой на сложных участках, где отсутствует значительный грузовой поток (кроме работы Ивано-Франковского цементного завода).

"Фактически компания удерживает всю горную инфраструктуру исключительно ради пассажирских перевозок. Без этого социального обязательства многие сезонные маршруты (в частности в Яремче и Ясиня) должны были бы быть закрыты, а инфраструктура — демонтирована", – говорится в сообщении.

"Еще сложнее ситуация с пригородными перевозками — они покрывают менее 10% расходов. Из-за дефицита ресурсов Укрзализныця в худшем сценарии может быть вынуждена отменить 501 пригородный рейс", – пишет сайт.

Напомним:

Объем перевозок грузов "Укрзализныцей" в 2025 году сократится по сравнению с прошлым годом на 7% – со 173 млн тонн до 160 млн тонн, а в последующие годы удастся увеличить его только соответственно до 161 млн тонн и 162 млн тонн.

Ранее член наблюдательного совета "Укрзализныци" Сергей Лещенко предупредил о критической нехватке средств на покрытие убытков УЗ от пассажирских перевозок и призвал государство к немедленным действиям. Он заявил о намерении постепенной индексации грузовых тарифов в два этапа - сначала +27%, потом +11%. С учетом роста цен производителей это может дать около 22 млрд грн.

АО "Укрзализныця" в этом году для стабилизации финансового состояния правительство уже выделило 13 млрд грн из резервного фонда, на следующий год в бюджете предусмотрено около 16 млрд грн.

В первом полугодии 2025 года Укрзализныця перевезла 79,6 млн тонн грузов — это на 11,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего упали объемы перевозки угля и зерна.

Гендиректор компании Александр Перцовский отметил, что с такой динамикой за год будет перевезено лишь половину от объемов довоенного 2021 года.

АО "Укрзализныця" планирует в 2025-м сократить не менее 25% административно-управленческого персонала, или более 500 должностей.