Украинская правда

Инвестиции в Украине во время войны: опыт Star Brands

Инвестиции в Украине во время войны: опыт Star Brands

Украинская группа компаний Star Brands, которая в 2025-м отметила 30-летие, остается одним из крупнейших производителей продуктов питания на национальном FMCG-рынке.

Бизнес, начавший деятельность в 1995 году с розничной продажи товаров народного потребления, за десятилетие превратился в сеть заводов с полным циклом производства, собственной логистикой и дистрибуцией. В частности, и экспортом в ЕС, Британию, США, страны Балтии и Центральной Азии. Эта производственная база стала одним из элементов продовольственной безопасности Украины во время войны.

Группа Star Brands до 2022 года развивалась под названием Snack Production, и после масштабного расширения направлений и активов сплотила независимые предприятия под новым корпоративным брендом. Они объединены общими ценностями и видением развития бизнеса, организационными, производственными, маркетинговыми решениями, направленными на создание операционной и стратегической синергии.

Сейчас Star Brands состоит из четырех бизнес-направлений:

  • Snack Production: "Сан Саныч", Flint, BIG BOB, Chipster's, снеки "Морские", Hroom, закуски "До Бочкового";
  • Food Sales: "Хуторок" и "Хуторок Панский", La Pasta Per Primi и La Pasta Per Primi Perfetto, рыбная консервация "Морские", крупы "Золотой урожай", плодоовощная консервация и натуральные соки The Banka, здоровое питание Fitto light, кондизделия Frumi, мясные снеки La Fileshka, чай Magic Moon, соевые соусы Kitto, товары для дома и гигиены Zeffir, SoHo, Flow;
  • Star Brands Asia — производитель и представитель в Средней Азии: Flint, Grizzly, Frumi, Hroom, BIG BOB;
  • Eurogrouptrans — официальный партнер Star Brands по логистическим перевозкам.

Группа компаний работает без иностранных инвесторов и финансирует модернизацию производства за свой счет.

Война и вызовы: релокация и восстановление

С полномасштабной войной производственная инфраструктура Star Brands понесла потери, ведь основные мощности размещены на Днепровщине, которая страдает от российских атак дронами и ракетами. Так, в апреле 2025-го в Синельниковском районе ударом "Шахедов" были уничтожены два склада площадью 6500 кв. м. Осенью по той же причине в Павлограде сгорел склад готовой продукции "Клуб Чипсов" на 11 000 кв. м.

Кроме складской инфраструктуры, с начала войны фактически потерян завод под Херсоном — площадка по производству плодоовощной консервации оказалась в оккупации и зоне боевых действий и была полностью выведена из эксплуатации. Несмотря на масштаб разрушений, компания оперативно организовала релокацию. Оборудование завода частями вывезли и переместили на Волынь, где в 2024 году начало работать новое предприятие — ООО "Плодоовощной комбинат "Волынь".

По словам директора по стратегическому маркетингу Star Brands Евгения Разуваева, релокация стала критически важной частью устойчивости бизнеса:

"Мы сохранили принципиальную для нас модель — производить в Украине, поэтому продолжили инвестировать в нашу экономику и строить украинское производство, привлекать на работу украинцев, выпускать продукты под украинскими брендами — и не только для Украины, но и для других рынков. Мы закупили новые производственные мощности — так появился комбинат "Волынь". Это позволило вернуть утраченные объемы и расширить ассортимент продукции".

Star Brands обустроила укрытия на всех заводах для безопасности сотрудников и поддержания операционных процессов в условиях постоянной воздушной угрозы.

Инвестиции во время войны

Несмотря на потери, Star Brands продолжает наращивать производственные мощности. В 2022–2025 годах компании группы направили более 850 млн грн на расширение инфраструктуры, модернизацию линий и повышение автономности процессов. Это пример того, как инвестиции во время войны позволяют удерживать внутренний рынок и поддерживать экспорт.

В 2024-м более 19,5 млн грн инвестировано в развитие завода на Волыни и запуск линий по изготовлению натуральных соков, пюре и сезонных консервов. Параллельно увеличены вложения в направление STAR GROCERY: почти 8,5 млн грн ушло на запуск мельничного комплекса, автоматизированных линий фасовки муки и круп, а также макаронной фабрики на Киевщине, оборудованной итальянским оборудованием мощностью 70 т в сутки.

"Специалисты из Италии не решились приехать, но нас это не остановило: через видеосвязь консультировались с ними, как правильно запускать оборудование и производить макароны из твердых сортов в Украине, но по итальянским технологиям и традициям", — поделился Евгений Разуваев.

Уже в первом полугодии 2025 года на развитие этой фабрики направили более 67,7 млн грн.

Дистрибуционное направление Food Sales, несмотря на потерю 13 филиалов в оккупации, сумело сохранить 42 подразделения и команды на филиалах. В 2022–2023 годах компания открыла на Днепровщине и Тернопольщине распределительные центры, чтобы поддерживать в Украине бесперебойные поставки продуктов широкого потребления. В первом полугодии 2025-го в это направление инвестировано 95,5 тыс. грн.

Инвестиционная активность Star Brands во время войны позволяет бизнесу удерживать позиции на рынке, развивать экспортный канал и закрывать внутренний спрос на базовые категории, необходимые для продовольственной безопасности Украины.

Самым масштабным инвестиционным проектом Snack Production на сегодня является строительство, оборудование и запуск завода по производству натуральных картофельных чипсов на Львовщине — по состоянию на декабрь 2025-го в него инвестировано почти 400 млн грн. Проект был задуман для оптимизации логистических затрат на производство чипсов под брендами Chipster's и "До Бочкового", и ориентировался на экспортные продажи. Но из-за ухудшения ситуации с безопасностью в Павлоградском районе частично стал также проектом диверсификации основного производства "Клуба Чипсов".

Почему модель Star Brands важна для украинской экономики

Star Brands является примером, как украинские производители еды могут обеспечивать устойчивость отрасли без внешнего капитала. В условиях войны компания сохранила полный цикл производства внутри страны и за короткое время восстановила утраченные мощности.

Это стало возможным благодаря нескольким стратегическим решениям:

  • оперативной подготовке к релокации активов и рассредоточению логистических хабов;
  • увеличению инвестиций в Украине в развитие производственных мощностей;
  • расширению экспорта, удержанию внутренних и быстрой перестройке внешних цепей поставок.

Группа компаний остается одним из крупнейших работодателей в отрасли: в этом году штат компаний-партнеров вырос до более 1200 сотрудников совокупно. Star Brands увеличила и объемы экспорта, что укрепляет позиции украинских производителей на международном рынке и снижает нагрузку на внутренний спрос, который просел из-за миграции и падения уровня потребления.

"Мы продолжаем запускать новые продукты, повышать производственные мощности и инвестировать в развитие. Это принципиально важно для нашей команды и для экономики Украины", — подытоживает Евгений Разуваев.