Українська правда

Имеют ли промышленные регионы будущее

- 17 октября, 08:30

В Украине сформировалось понимание, что отказ от угля неизбежен. Появились государственные программы, международные механизмы, локальные стратегии для шахтерских городов, но дискурс справедливой трансформации сосредоточен на угле. Такая узкая перспектива не соответствует масштабам взятых Украиной обязательств.

Полная декарбонизация экономики, предусмотренная к 2050 году, означает сокращение использования всех ископаемых видов топлива. Это коснется не только шахт, но и нефтегазовых, металлургических, химических и других предприятий. Это риски для промышленных общин, которые зависят от одного-двух промышленных гигантов.

Почему нужно действовать

Украина взяла обязательство декарбонизировать экономику до 2050 года. Это означает постепенный отказ от ископаемого топлива (угля, нефти, газа), сокращение его использования и переход на чистые источники энергии. Такие процессы нельзя начать и завершить за год. В политике декарбонизации нет "волшебной кнопки".

Невозможно в 2049 году мгновенно выполнить все обязательства, это процесс на десятилетия. Переквалификация работников, создание рабочих мест, развитие малого предпринимательства, переход на возобновляемые источники энергии требует времени.

Давайте посмотрим на атомную энергетику: если принимается решение закрыть АЭС, то это не делается быстро, нужны годы. То же самое с промышленностью. Чем раньше начнем готовиться, тем мягче пройдет этот процесс. Если же откладывать, то будут болезненные последствия: безработица, отток населения, социальное напряжение и даже протесты.

В шахтах и на заводах в основном работают мужчины, которые содержат семьи. Когда они теряют работу, без средств к существованию остаются жены, дети, родители. Это сотни тысяч людей, чья жизнь зависит от судьбы предприятия.

Кто в зоне риска

Речь идет не только о шахтерских регионах, но и о городах, связанных с добычей нефти и газа, а также о металлургических центрах, где крупные заводы обеспечивают значительную часть местных бюджетов. Восток и юг Украины усеяны городами, где вся экономика держится на одном или нескольких предприятиях.

Кривой Рог – символ металлургии и горной промышленности, там десятки тысяч людей работают на комбинате "АрселорМиттал", железорудных шахтах и горно-обогатительных комбинатах. Запорожье зависит от "Запорожстали", Кременчуг – от нефтепереработки, вагоностроения и ТЭЦ. Дрогобыч имел НПЗ и завод автомобильных кранов. В Долине и Надворной добывают нефть и газ.

Российские атаки обнажили уязвимость старой экономики. Кременчугский НПЗ и ТЭЦ, металлургические заводы в Кривом Роге и Запорожье, добыча газа и нефти стали мишенями россиян. Часть инфраструктуры не восстанавливается. Это ставит острый вопрос, куда вкладывать ресурсы: в восстановление предыдущего или в создание нового.

Что нужно делать

На узкое видение Украины обратил внимание секретариат Энергетического сообщества. Там отметили, что трансформация не может ограничиваться шахтерскими регионами. Ее следует распространить на другие территории, используя критерии углеродной интенсивности, энергоемкости и учитывая военные вызовы.

Положительные уроки, полученные при работе с угольными громадами, должны стать основой для внедрения принципов справедливой трансформации в других секторах. В национальных документах следует закрепить, что трансформация касается всех общин, которые зависят от ископаемых ресурсов и углеродоемкой промышленности.

Параллельно следует работать на местах. Не ждать 2050 года, а уже сейчас вести диалог с громадами, помогать им идеями, обучать работников новым навыкам, создавать социальные пакеты для тех, кто не сможет переквалифицироваться.

Нужно развивать новую экономику: малый и средний бизнес, возобновляемую энергетику, энергоэффективность. Это создает устойчивость и уменьшает риск монозависимости, когда судьба города зависит от одного предприятия.

Основы для этого заложены на законодательном уровне. Закон "Об основных принципах государственной климатической политики", принятый в октябре 2024 года, выделяет справедливую трансформацию одним из принципов государственной климатической политики и впервые дает ей определение. Оно не содержит исключительной ссылки на угольные регионы, а расширяет трактовку и включение других общин и территорий, которые будут нуждаться в социально-экономической поддержке через процессы декарбонизации.

В 2025-2026 годах Украина будет обновлять национально определенный вклад в Парижское соглашение и национальный план по энергетике и климату. Это шанс заложить более широкое понимание справедливой трансформации в стратегические документы. От того, каким будет этот шаг, зависит судьба тысяч общин на десятилетия вперед.