Большая иллюзия малого бизнеса
В Украине активно обсуждается реформа упрощенной системы налогообложения. В свое время она создавалась для поддержки малого бизнеса. В реальности же, к сожалению, до сих пор используется многими крупными компаниями для уклонения от уплаты налогов через дробление бизнеса на ФЛП.
Ритейл, рестораны, гостиницы и другие сферы – которые уже давно выросли из штанишек "малого бизнеса" искусственно регистрируют десятки "предпринимателей", чтобы платить меньше в государственный бюджет. Даже во время войны, когда чуть ли не каждая копейка идет на армию.
В результате власть пытается решить вопрос через ужесточение налогообложения ФОПов, хотя настоящий вызов – это фрагментация крупного бизнеса. Ведь корень зла не в мелких предпринимателях, а в "маскараде", который устроили национальной экономике крупные игроки.
В развитых демократических странах именно малые и средние предприятия играют решающую роль в экономике. В прошлом году в ЕС функционировало более 26 млн малых и средних предприятий, что составляет 99% от общего количества всех предприятий в странах блока. Они обеспечили рабочими местами более 85 миллионов человек (63,5% рабочей силы частного сектора). В США насчитывается около 35 млн малых бизнесов, что составляет 99,9% от всех предприятий в стране. Они трудоустроили 59 миллионов американцев (около 46% работников частного сектора).
В Украине малый бизнес, будь-то кофейня, продажа собственной выпечки или парикмахерская, – это о самозанятости, инициативе и, в современных условиях, о выживании. Возможность производить товары, оказывать услуги, создавать общественно важные ценности, чтобы кормить свои семьи.
Но сегодня под маской ФЛП иногда скрываются гигантские сети: и речь не только о ресторанах, ритейле, но и об индустрии электронных сигарет. Они регистрируют свою хозяйственную деятельность на нескольких ФЛП, и используют упрощенную систему налогообложения как своеобразный внутренний офшор.
В результате такой деятельности бюджет государства не получает сотни миллионов гривен. Например, в этом году Государственная налоговая служба выявила семь торговых сетей, которые через ФЛП- схему недоплатили в бюджет 668,5 млн грн НДС.
Теневые схемы в нашей стране меняются быстрее, чем успевают принимать законы. Самый яркий пример из нашей отрасли – это рынок электронных сигарет. В Украине запрет на продажу жидкостей для электронок со вкусовыми добавками вступил в силу 11 июля 2024 года. Но очень скоро некоторые игроки вкусовые добавки к электронным сигаретам превратили в "пищевые ароматизаторы".
Товар импортируют в страну как ингредиент для пищевой промышленности (без акциза), а продают как жидкость для вейпов (где должен быть акциз). В результате потери бюджета от таких сделок оцениваются специалистами в 7,5 млрд грн в год. В дополнение такое положение вещей искажает конкуренцию на рынке, что также приносит убытки государству.
Недавно состоялось заседание ВСК Верховной Рады, по борьбе с нелегальным рынком электронных сигарет. Правоохранители жаловались на недостаточность полномочий в борьбе с теневым сектором, хотя бизнес убежден, что правовых инструментов достаточно, а не хватает слаженности и приоритетности в действиях контролирующих органов. То есть пока фискалы ищут ошибки в отчетности реальных малых предпринимателей, рядом стоят схемы на миллиарды. Даже обновленное БЭБ часто не успевает за креативностью теневиков.
Международные партнеры прекрасно видят перекосы украинской экономики и предлагают жесткие решения, к которым следует прислушаться. Международный валютный фонд уже прямо требует от правительства более активного противодействия теневой экономике, потому что именно от этого будут зависеть объемы финансирования Украины.
Наш новый общественный договор должен включать максимальную свободу и минимум проверок для настоящего малого бизнеса и уплату налогов в полном объеме для крупных предприятий. Мы не можем просить финансовой помощи у мира, если внутри страны миллиарды гривен оседают в карманах схемщиков из-за отсутствия политической воли побороть это явление. Хочу подчеркнуть, что все законодательные инструменты для такой борьбы у правоохранительных и контролирующих органов имеются в полном объеме.
Важно установить баланс между поддержкой бизнеса и борьбой с теневым сектором. Не стоит "закручивать гайки" всем поголовно, следует лишь выровнять правила игры, одновременно создавая условия для развития малого и среднего бизнеса, и закрывая схемы, которые подрывают бюджет.
Весь ресурс контролирующих органов должен быть направлен на выявление псевдо-ФОПов и схем с подакцизными товарами. Это единственный путь к финансовой независимости страны и справедливому рынку, где выигрывает эффективный, а не тот, кто лучше уклоняется.
