Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Аудиторы обнаружили, почему "буксует" программа по восстановлению критической инфраструктуры

Андрій Муравський — 19 ноября, 16:20
Аудиторы обнаружили, почему буксует программа по восстановлению критической инфраструктуры
Landlord

Неэффективная процедура отбора в рамках программы восстановления Украины замедляют темпы восстановления социальной и критической инфраструктуры и приводят к необходимости уплаты процентов по займу, который своевременно не используется.

Об этом информирует Счетная палата.

"Неэффективность процедуры отбора и ненадлежащая реализация субпроектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы восстановления Украины замедляют темпы восстановления социальной и критической инфраструктуры, а также приводят к необходимости уплаты процентов по полученному займу, который своевременно не используется", – говорится в сообщении.

Выводы сделаны по результатам аудита деятельности (эффективности) на тему "Чрезвычайная кредитная программа: путь к восстановлению социальной и критической инфраструктуры территориальных общин", говорится в сообщении.

Чтобы восстановить социальную и критическую инфраструктуру в общинах, которые с 2014 года пострадали в результате военной агрессии РФ, а также для поддержки сообществ, принявших внутренне перемещенных лиц, Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) введена Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины (ЧКПВУ, Проект).

"Реализация программы началась еще в 2015 году, однако из-за неспособности конечных бенефициаров обеспечить надлежащий надзор и контроль за процессом строительства не была завершена в установленные сроки", – сообщает Счетная палата.

Реализацию Проекта обеспечивает Министерство развития общин и территорий Украины, а Министерство финансов Украины является финансовым агентом Правительства. Конечные бенефициары – органы местной власти, – получают финансирование по заключенным соглашениям.

Общая сумма кредитных средств, которые можно было использовать в 2015–2024 годах для восстановления инфраструктуры составляла 200 млн евро. Однако за этот период использовано – 108,2 млн евро (3,6 млрд грн).

Аудит Счетной палаты охватил 2019 - 2024 годы реализации программы. В этот период происходила реализация 240 субпроектов, (включая субпроекты, которые сейчас остались на оккупированной территории), и на которые было потрачено 3,3 млрд грн средств НКПВУ.

"За этот период удалось завершить и ввести в эксплуатацию 76 субпроектов, тогда как по 33 субпроектам – объекты строительства были завершены, однако не введены в эксплуатацию", – сообщают аудиторы.

Они проанализировали 25 субпроектов, находящихся в отдаленных от зоны боевых действий районах, общей проектной стоимостью 1,9 млрд грн (без НДС). Из этих средств за период аудита реально использовано менее половины – 881 млн грн.

Аудиторы установили, что существующая процедура документирования проведенных отборов субпроектов делала невозможным оценку правильности их приоритезации, усложняла общественный контроль и создавала риск принятия предвзятых решений.

В частности, к участию в конкурсе допускались субпроекты с неактуальной проектно-сметной документацией, следствием чего было существенное увеличение сроков реализации субпроектов и нередкий рост их сметной стоимости, сообщает Счетная палата.

"Были случаи, когда условия технического задания в тендерных документациях не соответствовали условиям ПСД, представленным для участия в НКПВУ. Указанные субпроекты пока не завершены", – говорится в сообщении.

Также из-за отказа конечных бенефициаров и / или невозможности дальнейшей реализации субпроектов такими бенефициарами были случаи исключения согласованных с ЕИБ субпроектов, на финансирование которых на проектный счет уже поступили средства в сумме 2,2 млн евро.

Как следствие, отбор новых субпроектов и перераспределение средств в рамках НКПВУ привели к пролонгации кредитной программы, отмечают аудиторы.

Напомним:

Ранее Счетная палата обнаружила неурегулированность процесса управления государственным долгом Украины. Так, отсутствие среднесрочных стратегий управления ограничило возможности планирования долговых показателей и расходов на обслуживание долга.

Также в Счетной палате сообщили, что законодательно урегулированный порядок распределения средств Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии и внедрение цифровой системы DREAM для контроля за финансированием позволили бы усовершенствовать механизмы распределения средств и мониторинга.

аудит кредиты инфрастуктура