Хочу на пенсію. Як змінить життя українців "реформа Гройсмана"
"Кто больше работает, тот больше получает". Такой подход декларирует премьер-министр Владимир Гройсман, когда речь заходит о пенсионной реформе.
Недавно законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде и теперь с документом может ознакомиться каждый.
На этапе подготовки проект реформы больше месяца не публиковался: была только презентация на сайте Кабмина и отдельные обрывочные объяснения чиновников.
Правительство держало реформаторский пакет законопроектов в строгой тайне и одновременно вело активную информационную кампанию о преимуществах реформы.
За неделю публичной жизни реформа обрела массу дополнительных характеристик: "реформа прошлого", "реформа одних выборов", "реформа, которая спасет бюджет".
Что из этого правда, а что — нет? ЭП предлагает ознакомиться с главными выводами "пенсионной реформы", которая коснется миллионов украинцев и изменит правила выхода на пенсию для них.
Уже на следующей неделе документ может рассмотреть парламент.
Повышения пенсионного возраста не будет: да, но нет
В Украине действует солидарная пенсионная система. Она предполагает, что работающие граждане платят в Пенсионный фонд страховые взносы, из которых выплачиваются пенсии.
Давно не секрет, что одних только страховых взносов работающих украинцев на пенсии не хватает. Государство на эти цели выделяет средства из госбюджета, и с каждым годом эта цифра все больше и больше.
Дефіцит Пенсійного фонду, млн грн
Рік |
Покриття коштами держбюджету |
Позики |
Всього |
2010 |
26 596 |
7 881 |
34 476 |
2011 |
17 755 |
12 356 |
30 111 |
2012 |
15 324 |
11 885 |
27 209 |
2013 |
21 764 |
311 |
22 075 |
2014 |
14 683 |
969 |
15 652 |
2015 |
94 812 |
0 |
94 812 |
2016 |
142 586 |
-2 350 |
140 236 |
2017 |
141 315 |
0 |
141 315 |
Джерело: Ціна держави
Объясняется это тем, что в Украине количество работающих граждан по отношению к пенсионерам сокращается. Если в 2001 году на 88 пенсионеров приходилось 100 работающих, то сейчас это соотношение почти сравнялось.
В 2015 году расходы бюджета на Пенсионный фонд пришлось увеличить в два раза из-за резкого снижения поступлений от единого социального взноса (ЕСВ — основной источник собственных доходов Пенсионного фонда).
Сбалансировать бюджет и уменьшить дефицит можно за счет повышения пенсионного возраста. Именно на этом настаивал МВФ. Дополнительный аргумент — пенсионный возраст в Украине ниже, чем в Европе и других развитых странах.
Пенсійний вік у деяких країнах
Німеччина |
65-67 |
Великобританія |
65-67 |
Данія |
65-67 |
Ісландія |
67 |
Грузія |
60 і 67 |
Канада |
65 |
Нідерланди |
65 |
Фінляндія |
62-68 |
Естонія |
65 |
Японія |
65 |
Премьер Владимир Гройсман на прямое повышение пенсионного возраста не пошел. Суть правительственной реформы — повышение необходимого для выхода на пенсию страхового стажа с 15 лет до 35 лет с более широким спектром возможностей для выхода на пенсию.
Сегодня пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, для женщин — 57 лет и шесть месяцев.
Согласно реформе, некоторые украинцы смогут выйти на пенсию в 60 лет, кто-то в 63 года, а кто-то в 65 лет. Все зависит от того, сколько времени человек проработал легально, платя страховые взносы.
Так, с 2018 года в 60 лет на пенсию смогут выйти те, кто имеет страховой стаж не менее 25 лет. По действующим правилам — 15 лет.
В 63-летнем возрасте выход на пенсию возможен при наличии стажа от 15 до 25 лет.
В 2019 году добавляется еще один вариант выхода на пенсию: в 65-летнем возрасте, если стаж составляет от 15 до 16 лет.
Ежегодно до 2028 года требования по стажу будут увеличиваться на год. В итоге с 2028 года в 60 лет на пенсию смогут выходить те, кто проработал 35 лет.
"Повышение требований к страховому стажу — не самый популярный шаг, поскольку он приведет к фактическому повышению пенсионного возраста. Однако этот шаг позволит детенизировать рабочие места. Люди будут понимать, что без минимально необходимого стажа будут лишены пенсий", — отмечает младший экономист ЦЭС Юлия Руда.
По сути "гибкий коридор Гройсмана" — это скрытое повышение пенсионного возраста.
"Все заточено на то, чтобы подтолкнуть человека к более позднему выходу на пенсию или поставить его в условия, когда он не сможет выйти раньше", — констатирует глава департамента социальной политики ФРУ Юрий Кузовой.
Эксперт приводит пример: "В 2017 году человек еще имеет право выйти на пенсию со стажем 18 лет, а с 1 января 2018 года это право — долой. Ему нужно еще семь лет поработать, чтобы получить это право — дотянуть стаж до 25 лет.
Вот он поработал, на дворе 2025 год, а в 2025 году необходимый стаж — уже 32 года. Не догнал. Еще надо поработать. Таким образом, если 1 января у человека нет 25 лет стажа, он вынужден играть в эти догонялки".
Догонять он будет до тех пор, пока не достигнет 63 или 65 лет, когда требования к стажу уменьшаются.
Спецпенсии и отдельные категории граждан
Во-первых, согласно реформе спецпенсии для госслужащих, ученых, судей и прокуроров отменяются. Эти категории переводятся на общую систему начисления пенсий. Исключение — военнослужащие.
Таким образом выравниваются конкурентные условия рынка труда и освобождается больше ресурса для выплаты обычных пенсий. Тут вопросов не возникает.
Во-вторых, с 1 января 2018 года отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других категорий. Предложенный инструмент — еще один способ уменьшить количество пенсионеров.
В-третьих, несправедливо создаются "тепличные" условия для представителей профессий с вредными и тяжелыми условиями работы. Это сварщики, машинисты, газовщики, сталевары и многие другие.
По словам Кузового, действующее законодательство выписано так, что сейчас эти категории вправе выходить досрочно на пенсию за пять-десять лет до наступления пенсионного возраста.
Однако из-за удлинения страхового стажа пенсионный возраст размывается. "Со временем большинство людей будут выходить на пенсию в 65 лет, а досрочная пенсия будет назначаться уже за 10 или за 15 лет до выхода на пенсию", — объясняет Кузовой.
Хитроумный рост
Одно из наиболее распиаренных новшеств пенсионной реформы — новые правила повышения и перерасчета пенсий. Пенсии будут расти по двум причинам: "осовременивание" и индексация.
"Осовременивание". Многие пенсионеры, которые вышли на пенсию десять лет назад, получают меньшую пенсию, чем их коллеги, которые начали получать пенсию недавно.
Простой пример — шахтер со страховым стажем более 46 лет. Если такому работнику пенсия была назначена в 2008 году, он получает 3 312 грн. Если же такой работник вышел на пенсию в 2016 году, — 8 446 грн. Почему так происходит?
Пенсия украинцев зависит от трех показателей: зарплаты, стажа и показателя средней зарплаты в Украине. Средняя зарплата растет с каждым годом, поэтому пенсии украинцев должны "осовремениваться". Однако в последний раз такое "осовременивание" проходило в 2012 году.
По подсчетам Кабмина, в рамках "осовременивания" пенсии с 1 октября 2017 года вырастут почти для 9 млн украинцев на 200-1000 грн, исходя из более высокого уровня средней зарплаты.
Индексация. Повышение пенсий на уровень инфляции. Сейчас она предусмотрена соответствующим законом.
Что делает Кабмин? Предлагает исключить пенсии из закона об индексации и прописывает в реформаторском законопроекте новые правила: пенсии будут повышаться на 50% от показателя роста средней зарплаты и инфляции за три года.
При таком подходе новоназначенные пенсии в 2018 году могли бы быть достаточно высокими, но тут есть несколько оговорок.
Во-первых, автоматическая индексация начнется только с 2020 года, а до этого она будет происходить по решению Кабмина. "Перестраховались на случай, если денег не хватит", — признался ЭП собеседник в Кабмине.
Во-вторых, возможное повышение пенсий нивелируется предложением снизить показатель оценки одного года страхового стажа с 1,35% до 1%.
Размер пенсии каждого украинца зависит в том числе от показателя оценки одного года страхового стажа. Этот показатель зашит в формулу расчета пенсий и с 2008 года составляет 1,35%. При оценке каждый месяц страхового стажа умножается на него.
Именно пересмотр этого коэффициента спровоцировал обвинения Гройсмана в том, что пенсионная реформа — это реформа прошлого.
В первую очередь, от нее проиграют те, кто планирует выходить на пенсию с 2018 года и позже. Они будут получать меньше, чем могли бы при сохранении этого коэффициента. Действующие пенсионеры выиграют: их пенсии подтянутся к более высокому уровню.
В вопросе пересмотра пенсионной формулы Кабмин не согласился с Мировым банком (МБ), который предлагал более мягкий вариант.
МБ предложил "осовременивать" старые пенсии исходя из средней зарплаты за 2013-2015 годы в размере 3 263 грн, а новые — по действующим правилам. Кредитор рекомендовал дифференцированную оценку стажа: первые 15 лет считать с коэффициентом 1, а все последующие — 1,35.
В таком случае, говорится в аналитических материалах экспертов МБ, более 1 млн пенсионеров смогли бы получать пенсии выше прожиточного минимума.
В варианте Минсоцполитики единая зарплатная база (3 764,4 грн) "замораживается" на три года, и снижение оценки одного года стажа с 1,35% до 1% существенно сужает пенсионные права, особенно будущих пенсионеров.
"По новым правилам размеры их пенсий будут минимум на треть ниже. В условиях быстрого роста зарплаты это неизбежно приведет к системному и масштабному обеднению будущих поколений пенсионеров", — отмечается в анализе экспертов МБ.
К тому же указанные изменения демотивируют население к участию в государственном пенсионном страховании.
"В дальнейшем указанное снижение стоимости года приведет к важному изменению в начислении пенсии, а именно — к снижению коэффициента замещения (КЗ) зарплаты пенсией", — объясняет президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак.
Коэффициент замещения отображает, какую долю от своей зарплаты пенсионер будет получать в виде пенсии.
"Если сейчас первая полученная пенсия составляет 50-60% зарплаты (то есть коэффициент 0,5-0,6), то при внедрении новой модели коэффициент замещения уже при назначении упадет до 0,4, а со временем, в результате дальнейшего ухудшения демографической ситуации, — до 0,3 и ниже. Такое вот повышение", — говорит Козак.
С другой стороны, от модели, предложенной Минсоцполитики, выиграет бюджет старны. Заложенные подходы к перерасчету пенсий и индексации позволят сдержать рост расходов бюджета на Пенсионный фонд и сохранить его в 2018 году на уровне 2017 года.
В ожидании рассмотрения
Реформа зарегистрирована в парламенте, но рассмотрят ли ее депутаты до каникул, пока неизвестно.
"Должна быть рассмотрена на протяжении последнего пленарного заседания, то есть с 11 по 14 июля", — уточнил в комментарии ЭП министр социальной политики Андрей Рева.
"Мы пока изучаем документ. Комитет рассмотрит его с 11 по 14 июля. По поводу первого чтения пока ничего не могу сказать. Законопроект еще надо включить в повестку дня парламента", — заявила ЭП глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмила Денисова.
Нет уверенности и в том, что парламент поддержит законопроект.
"Батьківщина", "Самопомощь" и оппозиция не проголосуют. Розенко (Павел Розенко, вице-премьер, бывший министр социальной политики. — ЭП) против, значит, "ударовцы" тоже против. Остается часть БПП, "Народный фронт" и, в зависимости от договоренностей, "Відродження". Маловато будет", — обрисовал политический расклад собеседник издания из АП.
Между тем, пенсионная реформа — залог продолжения сотрудничества с МВФ. Министр финансов Александр Данылюк неоднократно давал понять: без нее, а также без выполнения других принципиальных для фонда требований, траншей от кредитора ждать не стоит.