7 типових для України міфів про електромобілі
Поскольку Украина занимает место на периферии мирового комьюнити технологически развитых стран, она не успела вовремя запрыгнуть в уходящий поезд электромобильного тренда.
Даже сейчас, когда тренд стал очевиден, президент, парламент и правительство продолжают его игнорировать. Хотя именно на них лежит ответственность за формирование современной повестки дня страны с прицелом на будущее.
В свою очередь, широкие слои населения получают информацию об отрасли электромобилей фрагментарно, не системно. Представления об электрокарах у большинства людей оторваны от реальности и основываются на мифах.
"Экономическая правда" сделала обзор семи самых популярных в Украине мифов об электромобилях.
МИФ 1. "Украина — один из лидеров в Европе по продажам электрокаров"
В течение 2016 года в стране на учет было поставлено 1 308 электромобилей. В 2015 году — 353. По европейским странам данных за 2016 год еще нет, но если сравнивать по итогам 2015 года, Украина — один из европейских аутсайдеров по количеству зарегистрированных электрокаров.
Количество зарегистрированных электромобилей, тыс шт
2013 | 2014 | 2015 | |
Канада | 2,52 | 5,34 | 10,03 |
Китай | 30,09 | 79,00 | 225,72 |
Франция | 17,34 | 27,90 | 45,17 |
Германия | 10,09 | 18,47 | 30,56 |
Индия | 2,95 | 3,35 | 4,35 |
Италия | 2,1 | 3,18 | 4,58 |
Япония | 44,35 | 60,46 | 70,93 |
Корея | 1,45 | 1,52 | 4,06 |
Нидерланды | 4,16 | 6,83 | 9,37 |
Норвегия | 14,75 | 32,86 | 60,65 |
Португалия | 0,45 | 0,65 | 1,28 |
Испания | 2,01 | 3,04 | 4,46 |
Швеция | 1,01 | 2,17 | 4,77 |
Великобритания | 5,33 | 12,01 | 21,42 |
Соединенные Штаты | 75,86 | 139,28 | 210,33 |
Другие* | 7,02 | 14,99 | 31,98 |
Всего | 221,48 | 411,05 | 739,66 |
Украина | 0,05 | 0,04 | 0,40 |
* - Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Швейцария, Турция | |||
Источник: Международное энергетическое агентство, таблица 7 |
Конечно, рост 370% с 2015 года по 2016 год впечатляет. Однако нужно учесть, что точка старта была очень низкой, а абсолютный показатель может впечатлить разве что Польшу.
Доля электромобилей, в том числе гибридных, в 2015 году в Украине была крайне низкой.
Доля электромобилей, включая гибридные, среди зарегистрированных в стране легковых автомобилей, %
2013 | 2014 | 2015 | |
Канада | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
Китай | 0,1 | 0,4 | 1,0 |
Франция | 0,5 | 0,7 | 1,2 |
Германия | 0,2 | 0,4 | 0,7 |
Индия | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
Италия | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Япония | 0,6 | 0,7 | 0,6 |
Корея | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Нидерланды | 2,5 | 3,9 | 9,7 |
Норвегия | 5,8 | 13,7 | 23,3 |
Португалия | 0,2 | 0,2 | 0,7 |
Испания | 0,1 | 0,2 | 0,2 |
Швеция | 0,5 | 1,4 | 2,4 |
Великобритания | 0,2 | 0,6 | 1,0 |
Соединенные Штаты | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
Другие* | 0,1 | 0,3 | 0,7 |
Всего | 0,3 | 0,5 | 0,9 |
Украина | 0,0 | 0,0 | 0,01 |
* - Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Швейцария, Турция | |||
Источник: Международное энергетическое агентство, таблица 11 |
МИФ 2. "Электромобили у нас все равно будут через розетку питаться ископаемым топливом"
Безусловно, электроэнергия вырабатывается в том числе из ископаемого топлива, однако доля такой выработки отличается от страны к стране. Развитые государства делают ставку на производство возобновляемой энергии.
Сравнение Норвегии и Украины в контексте перевода автопарка страны на электромобили
Норвегия | Украина | |||
1. Основные показатели стран | ||||
Население, млн человек, 2016 год | 5,2 | 42,5 | ||
Номинальный ВВП, млрд долл, 2015 год, МВФ | 389 | 90 | ||
Номинальный ВВП на душу населения, долл, 2015 год, МВФ | 74 822 | 2 125 | ||
Добыча газа, млрд куб м, 2014 год, ОПЕК | 111,0 | 19,8 | ||
Добыча нефти, тыс барр в день, 2015 год, ОПЕК | 1 567,4 | 36,2 | ||
2. Струкутра производства электроэнергии, 2015, ГВт-ч | ||||
Производство электроэнергии, 2015 год, ГВт-ч | 144 511 | Доля, % | 157 665 | Доля, % |
Производство гидроэлектроэнергии | 138 450 | 95,8 | 6 808,5 | 4,3 |
Производство тепловой энергии | 3 546 | 2,5 | 55 461,7 | 35,2 |
Производство альтернативной энергии — ВЭС, СЭС, биомасса | 2 515 | 1,7 | 1 591,1 | 1,0 |
Производство атомной энергии | 0 | 0 | 87 627,5 | 55,6 |
Производство другими источниками | 0 | 0 | 6 176,4 | 3,9 |
3. Особенности автопарка страны | ||||
Количество легковых автомобилей, млн шт, 2016 год | 2,6 | 9 | ||
Количество автомобилей на 1 тыс чел | 584; 2014 | 202; 2016 | ||
Количество электромобилей, тыс шт, 2016 год | 100,0 | 1,7 | ||
Доля электромобилей в легковом автопарке, 2016 год, % | 3,840 | 0,019 | ||
Доля электромобилей среди всех проданных авто, 2016 год, % | 29,10 | 2,18 |
МИФ 3. "Распространение в Украине электромобилей не снизит зависимость от импорта энергоносителей"
Зависимость уже снижается, хоть и мизерными темпами. В Украине самым популярным электрокаром является Nissan Leaf.
Энергосистема моделей до 2016 года была ориентирована, прежде всего, на ночную зарядку от розетки. Эта особенность прекрасно вписывается в трехзонный тариф на электричество и характерную в стране суточную динамику потребления электроэнергии.
Конечно, снижение зависимости от импортных энергоносителей — дело далеко не одного года, но рано или поздно этот путь придется пройти, и лучше ступить на него как можно раньше. Главное — видеть фронт работ.
Энергетический баланс Украины в контексте потребления энергоресурса автомобильным транспортом, тыс тонн нефтяного эквивалента, 2015 год
Уголь и торф | Сырая нефть | Нефте-продукты | Природный газ | АЭС | ГЭС | ВЭС, СЭС | |
Поставка ресурса | |||||||
Собственное производство | 17 423 | 2 618 | - | 14 814 | 22 985 | 464 | 134 |
Импорт | 9 940 | 238 | 7 887 | 13 288 | - | - | - |
Потребление ресурса | |||||||
Автомобильный транспорт | 6 364 | 25 | |||||
Источник: Госстат |
МИФ 4. "Электромобили игрушка для богатых"
В одних из самых богатых стран Европы и мира Tesla Model S — далеко не самый популярный электрокар. Например, в Германии львиную долю рынка занимают вовсе не Tesla Model S, а такие электромобили как Smart electric drive, BMW i3, Nissan Leaf, Renault Zoe. В Японии ожидаемо абсолютный лидер — Nissan Leaf.
Норвежцы, одни из самых богатых людей на земле по ВВП на душу населения, тоже предпочитают дешевые электрокары. В Норвегии Nissan Leaf и Volkswagen e-Golf занимают 38% рынка, Tesla Model S — всего 12%. При этом в Норвегии Nissan Leaf стоит лишь 23,9 тыс долл.
Стоит отметить, что в развитых странах правительства предоставляют налоговые скидки или гранты на покупку электрокаров. Их размер составляет в среднем 7 тыс долл, а в некоторых странах достигает 10 тыс долл.
МИФ 5. "Производство аккумуляторов вредит природе"
Литий-ионная батарея — это новейшая технология в аккумуляторах электромобилей. Такая батарея мало весит, долго держит заряд. Литий в основном встречается в солевых подземных озерах по всему миру.
Добыча лития не требует изъятия руды или срезания горных вершин, как в случае добычи других ресурсов. Вода откачивается из озера, а добытый литий и высушивают на солнце. Воздействие на окружающую среду минимально. После высушивания литий собирают в батарею на заводе и устанавливают в электромобиль. Это также требует немного ископаемого топлива.
Ископаемые энергоносители тратятся только для транспортировки лития, когда используются корабли, поезда, самолеты, автомобили. Кроме того, в батареях применяют медь и алюминий, при производстве которых также необходимы ископаемые энергоносители.
Зато как только батарея помещена в электромобиль, количество вредных выбросов становится равным нулю.
И даже после того, как жизнь литий-ионной батареи закончилась, ее можно разделить и использовать повторно. Tesla последовательно перерабатывает батареи, применяя охлаждающую жидкость, провода и электронику.
МИФ 6. "Аккумуляторы электрокаров не могут быть переработаны"
По данным Агентства по охране окружающей среды США, 99% аккумуляторов в обычных автомобилях перерабатываются. Металлы в новых батареях более ценны, и для них уже существуют программы утилизации.
МИФ 7. "Рынок электромобилей сможет быстро развиваться без поддержки правительства"
Власти большинства развитых стран выделяют покупателям электромобилей многотысячные гранты, предоставляют налоговые кредиты и льготы. Эти меры в перспективе двух-трех лет значительно стимулируют спрос на электрокары. Во Франции, Германии, Норвегии ежегодные продажи исчисляются десятками тысяч.
В Украине нет программы стимулирования отрасли электромобилей. Покупатели не только не получают гранты на покупку электрокара или хотя бы налоговую скидку, они платят 20% НДС, налог в ПФ до 5% и акциз 109 евро. Для бизнеса также не предусмотрена налоговая скидка за эксплуатацию экологически чистого транспорта.
В результате Украина остается одним из ведущих аутсайдеров Европы по количеству зарегистрированных электромобилей.