Транш під питанням. Чим незадоволений МВФ

Понеділок, 21 листопада 2016, 07:50 -
Місія МВФ завершила роботу в Україні. Які питання у кредитора виникли до української влади, і чому до кінця року не варто розраховувати на наступний транш 1,3 мільярда доларів.(Рос.)

17  ноября миссия МВФ закончила работу в Украине.

По словам главы миссии Рона ван Родена визит миссия отработала в формате "конструктивных обсуждений".

"Несмотря на прогресс, достигнутый властями, необходимо дополнительное время для реализации направлений политики с целью обеспечения среднесрочной фискальнойустойчивости, в том числе: принятие бюджета на 2017 год в соответствии с целевыми показателями программы, обеспечение финансовой стабильности, а также преодоление коррупции", — сказал ван Роден.

Расшифровать это можно так: сначала сбалансированный бюджет, выполнение пунктов программы и конкретные шаги в борьбе с коррупцией. Потом — транш.

Что сделано из предварительных мер?

Мы повысили тарифы на теплоэнергию в связи с повышением цены на газ. Принят порядок об изменении корпоративного управления в госкомпаниях, разработаны и утверждены показатели эффективности (KPI) для ГФС.

Запуск e-декларирования также, бесспорно, важный шаг, но его недостаточно. МВФ настаивает на привлечении к ответственности коррупционеров.

Дальнейшее сотрудничество с кредитором зависит от того, насколько оперативно украинская сторона выполнит остальные обязательства.

Главное — бюджет

Сбалансированный бюджет — основное требование МВФ.

Подготовка бюджета проходит по процедуре, хотя сроки уже сдвинуты. Так, спикер Верховной Рады Андрей Парубий анонсировал принятие бюджета во втором чтении 8 декабря.

Каким в итоге окажется проект сметы, пока неизвестно. В неформальных разговорах с ЭП депутаты парламентского комитета по вопросам бюджета отмечают, что недовольны тем, как Минфин "учел" депутатские поправки и голосов на данный момент за проект сметы нет.

С законопроектами, которые входят в "бюджетный пакет" тоже не все понятно. На прошлой неделе парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики не принял решение по законопроектам, решив взять на их доработку еще неделю. Из-за этого бюджетный комитет отложил рассмотрение проекта сметы.

Если какой-либо из пакетных законопроектов не будет принят, или же Минфин в поисках голосов за бюджет передумает повышать акцизы в анонсированных размерах, что не исключено, то баланс нарушится и бюджет придется пересчитывать.

В МВФ это понимают. Миссия обращает внимание на то, что парламент принял за основу проект сметы, в котором не было учтено повышение зарплат для отдельных категорий украинцев до 3200 грн.

Кабмин принял решение о пересмотре "минималки" уже позже. За ним последовал пересчет бюджета и согласование нового баланса с экспертами фонда.

"Эксперты миссии задали очень много вопросов по этому поводу. Их волновало то, как это решение повлияет на позиции украинских производителей, не положит ли это лопатки нашу промышленность. Поскольку в металлургии, химии вся система оплаты труда привязана к минимальной зарплате, они думали, что это потянет за собой колоссальное увеличение фонда оплаты труда", — заявил ЭП министр социальной политики Андрей Рева.

По словам министра, "минималка" уже не будет привязана к окладам ряда категорий, и не будет использоваться как расчетная величина для зарплат.

"Прожиточный минимум будет этим стандартом. Поэтому на самом деле рост зарплат в этих секторах будет не в два раза, а с 1450 до 1600 гривень, то есть на 10%", — уточнил Рева.

Тем не менее, МВФ опасается, что повышение "минималки" до 3200 гривень окажется неподъемным грузом для бизнеса как с точки зрения выплаты зарплат, так и налогообложения. В Фонде обеспокоены тем, что это приведет к росту безработицы.

Минфин же уверял кредитора, что проблем не будет. В министерстве допускают, что частичное повышение зарплат таки произойдет, но именно за счет детенизации, а не резкого увеличения расходов.

"По статистике 3,8 млн человек, получают зарплату ниже 3200, но не 1600 грн. Из них 1,1 млн — это бюджетники. На самом деле компаниям нужно будет не повышать зарплаты в два раза, а вывести из тени деньги, которые и так есть в обороте", — объясняет собеседник ЭП из Минфина.

Если верить официальным данным, то высокие зарплаты выплачиваются во многих секторах экономики.

В министерстве также уверяют, что решение о повышении "минималки" не было для МВФ неожиданным. О том, что правительство просчитывает варианты повышения зарплат до 2075, 2500 и 3000 гривень Фонд был уведомлен задолго до этого.

Вопрос обсуждался, когда Минфином еще руководила Наталья Яресько.

Также у МВФ возникли вопросы о том, каким может быть влияние "фактора 3200" на макропрогноз, а именно — на показатели ВВП и инфляции.

"В оценках влияния на инфляцию мы исходили из разных соображений. МВФ "набрасывал" 2%, исходя из того, что весь частный сектор под давлением "фактора 3200" также повысит зарплаты. Мы же исходили из того, что Фонд оплаты труда увеличится на 5%. По нашим оценкам инфляции вообще никакой не будет", — сообщил ЭП источник в правительстве.

В распоряжении ЭП есть расчеты Минфина об увеличении фонда оплаты труда и ожидаемых поступлениях в бюджет.

Дополнительные важные вопросы

"Фактор 3200" — не единственное, что беспокоит экспертов МВФ.

Пенсионная реформа — "маяк", выполнение которого принципиально важно для МВФ.

Ранее Рева в разговоре с ЭП отмечал, что его ведомство работает над ней вместе со Всемирным Банком. Конкретных сроков появления документа министр тогда не назвал.

Законопроекты, связанные с оптимизацией расходов бюджета на пенсионеров, согласно меморандуму, должны быть приняты до конца декабря этого года.

С каждым годом необходимость пенсионной реформы становится все актуальней, так как она порождает все новые дисбалансы в госфинансах.

Количество пенсионеров уменьшается, расходы на их содержание растут. Так, если в 2006 году ежемесячные расходы на выплату пенсий 13,3 млн пенсионерам составляли 6 млрд грн, то в 2016 — на 12,3 млн пенсионеров требуется уже 21 млрд грн.

Год Всего пенсионеров (по состоянию на 1 января следующего года) Из них, новоназначенные пенсии Показатели средней зарплаты, которая используется при начислении пенсии Среднемесячные расходы на выплаты пенсий, тыс грн
Численность, человек Средний размер пенсии, грн Численность, человек Средний размер пенсии, грн
2006 13 321 042 478,38 669 318 494,55 735,57 6 075 987,20
2007 13 819 006 775,95 587 459 642,59 928,81 8 160 649,80
2008 13 749 820 934,32 588 378 885,20 1 197,91 12 086 604,30
2009 13 721 107 1 032,63 589 384 1 092,54 1 573,99 13 558 931,10
2010 13 737 959 1 151,93 615 565 1 177,50 1 650,43 15 681 424,80
2011 13 920 516 1 253,28 610 935 1 338,71 1 982,63 17 273 310,60
2012 13 639 739 1 470,73 487 771 1 379,80 2 001,20 19 164 416,30
2013 13 533 308 1 526,09 476 578 1 504,49 2 368,70 20 537 895,80
2014 12 147 189 1 581,51 480 440 1 665,52 2 700,98 19 994 052,10
2015 12 296 502 1 699,51 391 437 1 805,64 2 960,62 20 668 363,60
2016 3 263,44 20 997 180,00
Источник: Минсоцполитики

Еще один важный вопрос от МВФ — что делать с законом о госслужбе? С каждым годом расходы на него растут.

"Сейчас обсуждаем, что делать с законом о госслужбе. В этом году на него получилось изыскать семь миллиардов. Рассматривается вариант, который даст руководителям больше гибкости в вопросе определения уровня зарплат", — говорит собеседник ЭП в правительстве.

МВФ также настаивал на скорейшем объединении налоговой и таможни в единое юридическое лицо.

По информации издания, МВФ был против передачи баз данных в Минфин поскольку, по мнению экспертов фонда, функции по сбору налогов и их администрированию должны быть сосредоточены в одном ведомстве.

Однако передача баз данных в управление Минфина принципиальна для министра финансов Александра Данылюка. В переговорах с кредитором он представлял это решение как "антикоррупционную меру".

К парламенту есть вопросы

Украина не уложилась с выполнением многих своих обязательств в обозначенные МВФ сроки.

Так, много мер, в основном законотворческих, нужно было выполнить в сентябре-октябре.

Они до сих пор на этапе выполнения и четкой ясности, когда документы будут разработаны или приняты, нет.

Нет законопроекта о рынке земель. МинАПК его не внес даже на рассмотрение Кабмина, а Рада в очередной раз на год продлила мораторий на продажу сельскохозяйственных земель.

По информации издания, решение о продлении моратория МВФ объяснили как меньшее из двух зол — если министр аграрной политики Тарас Кутовой внесет законопроект об обороте сельхозземель, отмена моратория может произойти и раньше. Возможен был и альтернативный вариант — Юлия Тимошенко 15 сентября зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №5123 о продлении моратория на пять лет — до конца 2021 года.

Во-первых, это разработка законопроекта об усилении способности Фонда гарантирования вкладов физлиц работать с активами и предоставлении юридической защиты сотрудникам ФГВФЛ. Документ проходит окончательные согласование с ведомствами и экспертами МВФ.

Во-вторых, это приведение украинского законодательства в соответствие с принципами Международной организации комиссий по рынкам ценных бумаг (IOSCO).

Соответствующий законопроект №3498 ожидает рассмотрения во втором чтении. "Застрял" в Раде и законопроект о консолидации функций по госрегулированию рынков финуслуг №2413а.

В-третьих, рассмотрение вариантов изменения системы налогообложения в нефтегазовой отрасли с введением единой ставки роялти независимо от глубины скважин и надбавки к налогу на прибыль.

Рабочая группа при Минфине до сих пор изучает этот вопрос.

В-четвертых, сокращение расходов, в том числе путем оптимизации школ, содействие частному финансированию ВУЗов и профтехучилищ, передача полномочий по их финансированию на другие уровни.

По информации Национальной академии наук и отраслевых академий, в январе-июле численность работников научных учреждений сократилась на 5,6 тыс. человек. Семь научных учреждений планируется реорганизовать.

В-пятых, пересмотр социальных программ, которые имеют отношение к оплате коммунальных услуг, в том числе и пересмотр формулы расчета субсидий.

Кабмин принял ряд постановлений, которые изменили правила получения и расчета субсидий. Очередные новшества в этом направлении ожидаются по итогам отопительного сезона.

В-шестых, принятие закона о ликвидации госпредприятий. Фонд госимущества подал соответствующие законопроекты на рассмотрение Кабмина.

Главное требование МВФ к правительству в целом, и к ФГИ в частности — ускорение приватизации — не выполнено.

Будет ли транш?

Первым, кто публично заговорил о том, что в этом году транша может не быть, стала глава НБУ Валерия Гонтарева. По словам главы Нацбанка, главная причина — парламент тормозит с принятием необходимых инициатив.

В Раде действительно "застряли" многие необходимые для выполнения программы законопроекты.

Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если бы Украины выполнила все взятые на себя обязательства, то транш вполне мог бы подоспеть к концу года — время на соблюдение формальностей, связанных с процедурой принятия решения о транше, есть.

Но на практике шансы на его получение  в этом году — невелики.

Министр финансов Александр Данылюк

Как эксперты миссии МВФ отреагировали на повышение минимальных зарплат для отдельных категорий граждан до 3200 грн в 2017 году?  

— Со стороны МВФ действительно были вопросы. Их интересовало, как повышение МЗП повлияет на баланс бюджета, на макроэкономические показатели на развитие бизнеса и его конкурентоспособность. Эксперты миссии общались на эту тему с представителями правительства, НБУ, а также с украинскими компаниями.

МВФ согласился с нашими расчетами фискального эффекта. В Фонде опасаются, что если парламент откажется принимать предложенную правительством отвязку от "минималки" зарплат судей, прокуроров, силовиков, штрафов и социальных платежей, это может привести к дефициту.

Но мы их убедили, что все это будет отвязано от "минималки". Либо бюджет останется сбалансирован, либо решения по "минималке" не будет. Либо так, либо никак.

Как эксперты МВФ оценили представленный Минфином баланс бюджета?

— Заключение МВФ — бюджет сбалансирован и соответствует программе. 

Раньше бюджет вбрасывался в последнюю минуту и отправлялся МВФ уже постфактум. Но в этом году за счет того, что мы подали бюджет вовремя, у МВФ и у всех участников процесса было достаточно времени, чтобы его проанализировать.

В интервью Reuters глава Нацбанка Валерия Гонтарева допустила, что из-за парламента Украина может не получить транш от МВФ в 1,3 млрд долл в этом году. Видите ли вы эти риски?  

— Да, есть законы, которые нужно принять. Время для голосования еще есть. Мы рассчитываем получить транш в этом году. Правительство делает для этого все возможное. 

Нам нужно уходить от риторики, получит Украина транш или нет. На этом этапе резкой необходимости в деньгах от МВФ нет. Важны структурные реформы, которые мы делаем и которые поддерживает Фонд. Именно для этого нам и нужно принять ряд законопроектов.

Программа МВФ — это не просто способ заполучить больше валюты в резервы. Программа нацелена на экономическое развитие страны. И нам нужно думать, как мы будем развиваться после окончания программы. Для этого нам необходимы изменения в самых разных областях и необходимы они уже сейчас.

Это и пенсионная реформа, и реформа управления госпредприятиями и сокращение их бюджетной поддержки, реформа системы администрирования налогов и повышение ее прозрачности и эффективности, борьба с коррупцией и многое другое.

Какие приоритетные законопроекты должен принять парламент, чтобы в этом году сотрудничество Украины с МВФ было успешным?  

— Сейчас есть четыре ключевых законопроекта, которые нужно принять:

Пенсионная реформа, которая направлена на сбалансирование системы не только в данный момент, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом демографических изменений.

Закон о выборе модели рынка земли, который должен определить правила отношений на в агросектре и стимулировать развитие экономики

Сокращение списка предприятий, которые не подлежат приватизации. Этот закон должен привлечь инвестиции и более эффективное управление в разные секторы экономики, что в свою очередь приведет к росту.

Реформа госбанков, которая, среди прочего предполагает создание независимых наблюдательных советов, поможет сделать управление госбанков более прозрачным и эффективным

Как вы оцениваете выполнение украинской стороной пунктов и маяков  меморандума?

— Среди выполненных обязательств я могу отметить выполнение структурного маяка по электронному декларированию, принятие порядка об изменении корпоративного управления в госкомпаниях, разработку и утверждение KPI для ДФС.

По ряду невыполненных в срок обязательств экспертами МВФ совместно с украинской стороной будут приниматься решения о их переносе. 

По многим из пунктов мы не уложились в сроки. Будут ли сроки пересмотрены? Насколько это повлияет на получение транша?

— По некоторым пунктам сроки были установлены слишком амбициозные, особенно, с учетом бюджетного процесса, которые занял львиную долю рабочего времени Кабмина. Фокус был на самом главном – бюджете.

Ведь в нем заложены не только реформы на 2017 год, но и основа для реформ на следующие несколько лет. Мы впервые за последние 17 лет подали его вовремя и к первому и ко второму чтению.

Какие могут быть последствия, если мы не получим транш в этом году?

— "Все пропало" не будет. Транши МВФ идут не в бюджет, а в резервы НБУ. Следующий — не исключение. Даже если мы не получим его в этом году, у нас не будет необходимости искать деньги для его замещения, как, например, в случае с неполучением макрофинансовой помощью от ЕС или недополученим доходов от приватизации.

Соответственно, получение или неполучение транша не влияет на выполнение наших обязательств в рамках бюджета.

Транш МВФ – это в первую очередь, сигнал о том, что программа продолжается. Это важно для внешних инвесторов и других международных организаций. Как известно, недавно рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг Украины до В-, который позволит государству и национальным компаниям заимствовать средства на внешних рынках по более низким ставкам.

Это стало возможным в том числе благодаря реформам, которые мы делаем при поддержке МВФ. Важно продолжать реформы и не только в рамках программы с МВФ.