Транш під питанням. Чим незадоволений МВФ
17 ноября миссия МВФ закончила работу в Украине.
По словам главы миссии Рона ван Родена визит миссия отработала в формате "конструктивных обсуждений".
"Несмотря на прогресс, достигнутый властями, необходимо дополнительное время для реализации направлений политики с целью обеспечения среднесрочной фискальнойустойчивости, в том числе: принятие бюджета на 2017 год в соответствии с целевыми показателями программы, обеспечение финансовой стабильности, а также преодоление коррупции", — сказал ван Роден.
Расшифровать это можно так: сначала сбалансированный бюджет, выполнение пунктов программы и конкретные шаги в борьбе с коррупцией. Потом — транш.
Что сделано из предварительных мер?
Мы повысили тарифы на теплоэнергию в связи с повышением цены на газ. Принят порядок об изменении корпоративного управления в госкомпаниях, разработаны и утверждены показатели эффективности (KPI) для ГФС.
Запуск e-декларирования также, бесспорно, важный шаг, но его недостаточно. МВФ настаивает на привлечении к ответственности коррупционеров.
Дальнейшее сотрудничество с кредитором зависит от того, насколько оперативно украинская сторона выполнит остальные обязательства.
Главное — бюджет
Сбалансированный бюджет — основное требование МВФ.
Подготовка бюджета проходит по процедуре, хотя сроки уже сдвинуты. Так, спикер Верховной Рады Андрей Парубий анонсировал принятие бюджета во втором чтении 8 декабря.
Каким в итоге окажется проект сметы, пока неизвестно. В неформальных разговорах с ЭП депутаты парламентского комитета по вопросам бюджета отмечают, что недовольны тем, как Минфин "учел" депутатские поправки и голосов на данный момент за проект сметы нет.
С законопроектами, которые входят в "бюджетный пакет" тоже не все понятно. На прошлой неделе парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики не принял решение по законопроектам, решив взять на их доработку еще неделю. Из-за этого бюджетный комитет отложил рассмотрение проекта сметы.
Если какой-либо из пакетных законопроектов не будет принят, или же Минфин в поисках голосов за бюджет передумает повышать акцизы в анонсированных размерах, что не исключено, то баланс нарушится и бюджет придется пересчитывать.
В МВФ это понимают. Миссия обращает внимание на то, что парламент принял за основу проект сметы, в котором не было учтено повышение зарплат для отдельных категорий украинцев до 3200 грн.
Кабмин принял решение о пересмотре "минималки" уже позже. За ним последовал пересчет бюджета и согласование нового баланса с экспертами фонда.
"Эксперты миссии задали очень много вопросов по этому поводу. Их волновало то, как это решение повлияет на позиции украинских производителей, не положит ли это лопатки нашу промышленность. Поскольку в металлургии, химии вся система оплаты труда привязана к минимальной зарплате, они думали, что это потянет за собой колоссальное увеличение фонда оплаты труда", — заявил ЭП министр социальной политики Андрей Рева.
По словам министра, "минималка" уже не будет привязана к окладам ряда категорий, и не будет использоваться как расчетная величина для зарплат.
"Прожиточный минимум будет этим стандартом. Поэтому на самом деле рост зарплат в этих секторах будет не в два раза, а с 1450 до 1600 гривень, то есть на 10%", — уточнил Рева.
Тем не менее, МВФ опасается, что повышение "минималки" до 3200 гривень окажется неподъемным грузом для бизнеса как с точки зрения выплаты зарплат, так и налогообложения. В Фонде обеспокоены тем, что это приведет к росту безработицы.
Минфин же уверял кредитора, что проблем не будет. В министерстве допускают, что частичное повышение зарплат таки произойдет, но именно за счет детенизации, а не резкого увеличения расходов.
"По статистике 3,8 млн человек, получают зарплату ниже 3200, но не 1600 грн. Из них 1,1 млн — это бюджетники. На самом деле компаниям нужно будет не повышать зарплаты в два раза, а вывести из тени деньги, которые и так есть в обороте", — объясняет собеседник ЭП из Минфина.
Если верить официальным данным, то высокие зарплаты выплачиваются во многих секторах экономики.
В министерстве также уверяют, что решение о повышении "минималки" не было для МВФ неожиданным. О том, что правительство просчитывает варианты повышения зарплат до 2075, 2500 и 3000 гривень Фонд был уведомлен задолго до этого.
Вопрос обсуждался, когда Минфином еще руководила Наталья Яресько.
Также у МВФ возникли вопросы о том, каким может быть влияние "фактора 3200" на макропрогноз, а именно — на показатели ВВП и инфляции.
"В оценках влияния на инфляцию мы исходили из разных соображений. МВФ "набрасывал" 2%, исходя из того, что весь частный сектор под давлением "фактора 3200" также повысит зарплаты. Мы же исходили из того, что Фонд оплаты труда увеличится на 5%. По нашим оценкам инфляции вообще никакой не будет", — сообщил ЭП источник в правительстве.
В распоряжении ЭП есть расчеты Минфина об увеличении фонда оплаты труда и ожидаемых поступлениях в бюджет.
Дополнительные важные вопросы
"Фактор 3200" — не единственное, что беспокоит экспертов МВФ.
Пенсионная реформа — "маяк", выполнение которого принципиально важно для МВФ.
Ранее Рева в разговоре с ЭП отмечал, что его ведомство работает над ней вместе со Всемирным Банком. Конкретных сроков появления документа министр тогда не назвал.
Законопроекты, связанные с оптимизацией расходов бюджета на пенсионеров, согласно меморандуму, должны быть приняты до конца декабря этого года.
С каждым годом необходимость пенсионной реформы становится все актуальней, так как она порождает все новые дисбалансы в госфинансах.
Количество пенсионеров уменьшается, расходы на их содержание растут. Так, если в 2006 году ежемесячные расходы на выплату пенсий 13,3 млн пенсионерам составляли 6 млрд грн, то в 2016 — на 12,3 млн пенсионеров требуется уже 21 млрд грн.
Год | Всего пенсионеров (по состоянию на 1 января следующего года) | Из них, новоназначенные пенсии | Показатели средней зарплаты, которая используется при начислении пенсии | Среднемесячные расходы на выплаты пенсий, тыс грн | ||
Численность, человек | Средний размер пенсии, грн | Численность, человек | Средний размер пенсии, грн | |||
2006 | 13 321 042 | 478,38 | 669 318 | 494,55 | 735,57 | 6 075 987,20 |
2007 | 13 819 006 | 775,95 | 587 459 | 642,59 | 928,81 | 8 160 649,80 |
2008 | 13 749 820 | 934,32 | 588 378 | 885,20 | 1 197,91 | 12 086 604,30 |
2009 | 13 721 107 | 1 032,63 | 589 384 | 1 092,54 | 1 573,99 | 13 558 931,10 |
2010 | 13 737 959 | 1 151,93 | 615 565 | 1 177,50 | 1 650,43 | 15 681 424,80 |
2011 | 13 920 516 | 1 253,28 | 610 935 | 1 338,71 | 1 982,63 | 17 273 310,60 |
2012 | 13 639 739 | 1 470,73 | 487 771 | 1 379,80 | 2 001,20 | 19 164 416,30 |
2013 | 13 533 308 | 1 526,09 | 476 578 | 1 504,49 | 2 368,70 | 20 537 895,80 |
2014 | 12 147 189 | 1 581,51 | 480 440 | 1 665,52 | 2 700,98 | 19 994 052,10 |
2015 | 12 296 502 | 1 699,51 | 391 437 | 1 805,64 | 2 960,62 | 20 668 363,60 |
2016 | 3 263,44 | 20 997 180,00 | ||||
Источник: Минсоцполитики |
Еще один важный вопрос от МВФ — что делать с законом о госслужбе? С каждым годом расходы на него растут.
"Сейчас обсуждаем, что делать с законом о госслужбе. В этом году на него получилось изыскать семь миллиардов. Рассматривается вариант, который даст руководителям больше гибкости в вопросе определения уровня зарплат", — говорит собеседник ЭП в правительстве.
МВФ также настаивал на скорейшем объединении налоговой и таможни в единое юридическое лицо.
По информации издания, МВФ был против передачи баз данных в Минфин поскольку, по мнению экспертов фонда, функции по сбору налогов и их администрированию должны быть сосредоточены в одном ведомстве.
Однако передача баз данных в управление Минфина принципиальна для министра финансов Александра Данылюка. В переговорах с кредитором он представлял это решение как "антикоррупционную меру".
К парламенту есть вопросы
Украина не уложилась с выполнением многих своих обязательств в обозначенные МВФ сроки.
Так, много мер, в основном законотворческих, нужно было выполнить в сентябре-октябре.
Они до сих пор на этапе выполнения и четкой ясности, когда документы будут разработаны или приняты, нет.
Нет законопроекта о рынке земель. МинАПК его не внес даже на рассмотрение Кабмина, а Рада в очередной раз на год продлила мораторий на продажу сельскохозяйственных земель.
По информации издания, решение о продлении моратория МВФ объяснили как меньшее из двух зол — если министр аграрной политики Тарас Кутовой внесет законопроект об обороте сельхозземель, отмена моратория может произойти и раньше. Возможен был и альтернативный вариант — Юлия Тимошенко 15 сентября зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №5123 о продлении моратория на пять лет — до конца 2021 года.
Во-первых, это разработка законопроекта об усилении способности Фонда гарантирования вкладов физлиц работать с активами и предоставлении юридической защиты сотрудникам ФГВФЛ. Документ проходит окончательные согласование с ведомствами и экспертами МВФ.
Во-вторых, это приведение украинского законодательства в соответствие с принципами Международной организации комиссий по рынкам ценных бумаг (IOSCO).
Соответствующий законопроект №3498 ожидает рассмотрения во втором чтении. "Застрял" в Раде и законопроект о консолидации функций по госрегулированию рынков финуслуг №2413а.
В-третьих, рассмотрение вариантов изменения системы налогообложения в нефтегазовой отрасли с введением единой ставки роялти независимо от глубины скважин и надбавки к налогу на прибыль.
Рабочая группа при Минфине до сих пор изучает этот вопрос.
В-четвертых, сокращение расходов, в том числе путем оптимизации школ, содействие частному финансированию ВУЗов и профтехучилищ, передача полномочий по их финансированию на другие уровни.
По информации Национальной академии наук и отраслевых академий, в январе-июле численность работников научных учреждений сократилась на 5,6 тыс. человек. Семь научных учреждений планируется реорганизовать.
В-пятых, пересмотр социальных программ, которые имеют отношение к оплате коммунальных услуг, в том числе и пересмотр формулы расчета субсидий.
Кабмин принял ряд постановлений, которые изменили правила получения и расчета субсидий. Очередные новшества в этом направлении ожидаются по итогам отопительного сезона.
В-шестых, принятие закона о ликвидации госпредприятий. Фонд госимущества подал соответствующие законопроекты на рассмотрение Кабмина.
Главное требование МВФ к правительству в целом, и к ФГИ в частности — ускорение приватизации — не выполнено.
Будет ли транш?
Первым, кто публично заговорил о том, что в этом году транша может не быть, стала глава НБУ Валерия Гонтарева. По словам главы Нацбанка, главная причина — парламент тормозит с принятием необходимых инициатив.
В Раде действительно "застряли" многие необходимые для выполнения программы законопроекты.
Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если бы Украины выполнила все взятые на себя обязательства, то транш вполне мог бы подоспеть к концу года — время на соблюдение формальностей, связанных с процедурой принятия решения о транше, есть.
Но на практике шансы на его получение в этом году — невелики.
Министр финансов Александр Данылюк
— Как эксперты миссии МВФ отреагировали на повышение минимальных зарплат для отдельных категорий граждан до 3200 грн в 2017 году?
— Со стороны МВФ действительно были вопросы. Их интересовало, как повышение МЗП повлияет на баланс бюджета, на макроэкономические показатели на развитие бизнеса и его конкурентоспособность. Эксперты миссии общались на эту тему с представителями правительства, НБУ, а также с украинскими компаниями.
МВФ согласился с нашими расчетами фискального эффекта. В Фонде опасаются, что если парламент откажется принимать предложенную правительством отвязку от "минималки" зарплат судей, прокуроров, силовиков, штрафов и социальных платежей, это может привести к дефициту.
Но мы их убедили, что все это будет отвязано от "минималки". Либо бюджет останется сбалансирован, либо решения по "минималке" не будет. Либо так, либо никак.
— Как эксперты МВФ оценили представленный Минфином баланс бюджета?
— Заключение МВФ — бюджет сбалансирован и соответствует программе.
Раньше бюджет вбрасывался в последнюю минуту и отправлялся МВФ уже постфактум. Но в этом году за счет того, что мы подали бюджет вовремя, у МВФ и у всех участников процесса было достаточно времени, чтобы его проанализировать.
— В интервью Reuters глава Нацбанка Валерия Гонтарева допустила, что из-за парламента Украина может не получить транш от МВФ в 1,3 млрд долл в этом году. Видите ли вы эти риски?
— Да, есть законы, которые нужно принять. Время для голосования еще есть. Мы рассчитываем получить транш в этом году. Правительство делает для этого все возможное.
Нам нужно уходить от риторики, получит Украина транш или нет. На этом этапе резкой необходимости в деньгах от МВФ нет. Важны структурные реформы, которые мы делаем и которые поддерживает Фонд. Именно для этого нам и нужно принять ряд законопроектов.
Программа МВФ — это не просто способ заполучить больше валюты в резервы. Программа нацелена на экономическое развитие страны. И нам нужно думать, как мы будем развиваться после окончания программы. Для этого нам необходимы изменения в самых разных областях и необходимы они уже сейчас.
Это и пенсионная реформа, и реформа управления госпредприятиями и сокращение их бюджетной поддержки, реформа системы администрирования налогов и повышение ее прозрачности и эффективности, борьба с коррупцией и многое другое.
— Какие приоритетные законопроекты должен принять парламент, чтобы в этом году сотрудничество Украины с МВФ было успешным?
— Сейчас есть четыре ключевых законопроекта, которые нужно принять:
Пенсионная реформа, которая направлена на сбалансирование системы не только в данный момент, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом демографических изменений.
Закон о выборе модели рынка земли, который должен определить правила отношений на в агросектре и стимулировать развитие экономики
Сокращение списка предприятий, которые не подлежат приватизации. Этот закон должен привлечь инвестиции и более эффективное управление в разные секторы экономики, что в свою очередь приведет к росту.
Реформа госбанков, которая, среди прочего предполагает создание независимых наблюдательных советов, поможет сделать управление госбанков более прозрачным и эффективным
— Как вы оцениваете выполнение украинской стороной пунктов и маяков меморандума?
— Среди выполненных обязательств я могу отметить выполнение структурного маяка по электронному декларированию, принятие порядка об изменении корпоративного управления в госкомпаниях, разработку и утверждение KPI для ДФС.
По ряду невыполненных в срок обязательств экспертами МВФ совместно с украинской стороной будут приниматься решения о их переносе.
— По многим из пунктов мы не уложились в сроки. Будут ли сроки пересмотрены? Насколько это повлияет на получение транша?
— По некоторым пунктам сроки были установлены слишком амбициозные, особенно, с учетом бюджетного процесса, которые занял львиную долю рабочего времени Кабмина. Фокус был на самом главном – бюджете.
Ведь в нем заложены не только реформы на 2017 год, но и основа для реформ на следующие несколько лет. Мы впервые за последние 17 лет подали его вовремя и к первому и ко второму чтению.
— Какие могут быть последствия, если мы не получим транш в этом году?
— "Все пропало" не будет. Транши МВФ идут не в бюджет, а в резервы НБУ. Следующий — не исключение. Даже если мы не получим его в этом году, у нас не будет необходимости искать деньги для его замещения, как, например, в случае с неполучением макрофинансовой помощью от ЕС или недополученим доходов от приватизации.
Соответственно, получение или неполучение транша не влияет на выполнение наших обязательств в рамках бюджета.
Транш МВФ – это в первую очередь, сигнал о том, что программа продолжается. Это важно для внешних инвесторов и других международных организаций. Как известно, недавно рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг Украины до В-, который позволит государству и национальным компаниям заимствовать средства на внешних рынках по более низким ставкам.
Это стало возможным в том числе благодаря реформам, которые мы делаем при поддержке МВФ. Важно продолжать реформы и не только в рамках программы с МВФ.