Вето президента і аграрне лобі загрожують євроінтеграції
В октябре 2016 года Верховная Рада приняла два важнейших экологических закона: "Об оценке влияния на окружающую среду" (ОВД – №2009а-д) и "О стратегической экологической оценке" (СЭО – №3259).
Оба закона являются частью наших международных обязательств в рамках Орхусской конвенции, Конвенции Эспо, обязательств перед Энергетическим Сообществом и, что самое главное, – в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Ситуация с экологией у нас плачевная: в рейтинге из 120 стран Украина занимает первое место в мире по количеству смертей от загрязнения воздуха. И поэтому изменения очень важны, ведь данные законы вводили европейские экологические процедуры для бизнеса, который, так или иначе, связан с загрязнением окружающей среды.
Я испытывал гордость за наш парламент и за Украину: в стране, где идёт война, вопросы экологии, к сожалению, не являются приоритетными – однако мы опять показали, что причастны к европейским ценностям, организовав "день экологии" в Раде.
Опять – потому что этим летом Рада была одним из первых парламентов в мире, который ратифицировал Парижское климатическое соглашение, только недавно вступившее в силу. Я не раз повторял, как гордился тогда Украиной, которая смогла продемонстрировать партнёрам свою причастность к ценностям цивилизованного мира.
Но в последний день октября президент перечеркнул последнее наше достижение, наложив вето на оба экологических закона.
Это шок.
Шок для парламента, для экспертов, для общественности, которая уже грозит эко-майданом. Это шок для Европейского Союза. И это шок для меня лично.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ Законопроект №2009 а-д обеспечивает прозрачную процедуру оценки экологических рисков перед реализацией определенных видов деятельности, например строительство ТЭС, или размещение скотомогильников. Документ определяет виды деятельности, по которым требуется осуществление процедуры оценки воздействия на окружающую среду, и устанавливает градацию для бизнеса (малые предприятия не будут нуждаться прохождения этой процедуры). Также проект содержит положения относительно процедуры проведения такой оценки, то есть все правила ее проведения. Законопроект №3259 предусматривает введение механизма стратегической экологической оценки. Речь идет о согласовании экологической составляющей в государственных и местных программах. Например, программа развития региона или энергетическая стратегия должны быть оценены с точки зрения их влияния на окружающую среду. При этом местная община или представители общественности смогут ознакомиться с проектом и высказать свое мнение по нему. Только после этого ответственный орган принимает решение. Важно то, что эти законопроекты содержат нормы о возможности (даже обязательности) конструктивного диалога власти, бизнеса и общества — проведение общественных слушаний, или же получения и рассмотрение предложений, направленных письменно. Конечно, это не значит, что каждое предложение будет учтено, но это дает возможность высказаться всем участникам процесса и принять взвешенное решение. |
Без этих законов европейские инвесторы в Украину не придут
Я был одним из подписантов законопроекта об оценке влияния на окружающую среду, принимал участие в его разработке и лоббировании. За полтора года мытарства данный закон четыре раза выносился на голосование – он прошел два повторных первых чтения и два результативных.
Последняя версия ни у кого не вызывала замечаний – 259 голосов за ОВД от всех фракций и групп и 231 за СЭО говорят о том, что все опасения и "хотелки" лоббистов, мешающие принятию законопроекта, были учтены.
Признавая право и обязанность отраслевых организаций отстаивать интересы своих членов, удивительно то, что за полтора года аграрное лобби не нашло времени на качественную работу с депутатами в Раде.
Конечно, легче зайти в один кабинет в АП и перечеркнуть волю украинского народа, чем посещать многочисленные круглые столы, заседания комитетов и экспертные обсуждения. Более того, законопроект про ОВД прошел даже наш энергетический комитет, который из-за естественного конфликта интересов всегда с опасением относится к экологическим инициативам.
Экологические законопроекты были согласованы абсолютно со всеми стейкхолдерами, были учтены интересы как бизнеса, так и местных громад.
В их разработке приняли участие Министерство экологии и природных ресурсов, экологические правозащитники, общественность.
Более того, его одобрили европейские инвесторы, которые заявили, что хотят развивать бизнес в Украине, но – по европейским правилам. Именно такие правила и призваны установить эти законы.
Это были, не побоюсь большого количества эпитетов, качественные, европейские, евроинтеграционные, методологические законы.
И вдруг – вето.
Безусловно, иногда можно принять в качестве компромиссных замечания к ветированному закону от Администрации Президента. Но не в этом случае.
Это вето без аргументации. Бессмысленное вето.
Это лоббистское вето.
Народный депутат Остап Еднак из экологического комитета уже подал заявление в суд о признании факта нарушения Конституции при применении президентом права вето.
Во-первых, были нарушены сроки – основной закон предоставляет гаранту 15 дней на то, чтобы вернуть закон в Раду на повторное рассмотрение, но Порошенко вернул законы на 18-й день.
Во-вторых, та же Конституция требует, чтобы президент предоставлял сформулированные и мотивированные предложения к закону. А предложения Порошенко – это просто замечания.
Свиноводы и птицеводы срывают евроинтеграцию Украины?
На ветировании настаивали крупные агрохолдинги, которые прикрылись письмами от ассоциаций с просьбой ветировать закон. Это:
Ассоциация свиноводов Украины,
Всеукраинский аграрный совет,
Ассоциация производителей молока,
Ассоциация "Союз птицеводов Украины",
Национальная ассоциация Украины "Укрсахар".
Какова связь между выращиванием сахара и производством шоколада – известно любому сладкоежке, либо тому, кто просмотрел соответствующую декларацию. А элементарный гугл-поиск покажет, что за упомянутым "Союзом птицеводов Украины" стоят солидные бизнесмены и политики.
Например, компания "Пан Курчак", народного депутата от "Воли Народа" Сергея Мартыняка, которая находится на 11 месте по доходности птицефабрик в Украине. Или компания "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка, являющаяся лидером рынка и производящая около 60% всей украинской курятины. Сам Юрий Косюк до сих пор числится внештатным советником президента, а в 2014-ом занимал пост первого замглавы Администрации Президента.
За другими ассоциациями стоят не менее влиятельные фигуры и аграрные лоббисты.
Многие из фигурантов этого списка привлекали миллиардные кредиты на развитие своего аграрного бизнеса, в том числе пользовались государственными суперпрограммами.
Кстати, закон об ОВД направлен именно на новые, а не уже существующие объекты, и должен увеличить открытость информации и усилить роль общественности в процессе оценки возможного негативного воздействия планируемой предпринимательской деятельности на природу.
Например, раньше общественные слушания часто проводились для галочки или использовались в коррупционных схемах. Закон должен сделать общественные слушания мощным инструментом контроля.
Не хочется верить, что агрохолдинги боятся такого контроля. Но старые законы = старые практики, где гораздо проще было включать в коррупционные схемы местное руководство и устраивать скотомогильники рядом с населёнными пунктами, отравляя землю, воду и воздух.
После вступления закона в силу подобные схемы проворачивать больше не удастся.
У кого какие ценности
Революция Достоинства была в первую очередь революцией ценностей, а данное вето показывает, что в АП находятся люди, чьи ценности далеки от европейских и отражают лишь сторону личных интересов. В европейской стране, которой стремится стать Украина, такое недопустимо – интересы развития общества превыше всего.
Возможно, в том числе и поэтому нас "не пускают" в Европу.
Мы не выполняем наших обязательств перед партнёрами, потому что у нас всё ещё есть олигархи, которые могут так вот запросто мотивировать президента ветировать два европейских законопроекта.
По имеющейся у меня информации представители ЕС уже готовят жёсткую реакцию на эти действия.
Интересна и сама история вето.
По сведениям автора, еще в пятницу 28 октября сотрудники АП завизировали положительные выводы и рекомендовали президенту подписать оба экологических закона. Для них также было шоком вето, которое случилось в понедельник.
Что же случилось за выходные, и кто посоветовал президенту пойти не только против депутатов, но и даже против своей же администрации – вопрос риторический.
Но даже сильнее, чем факт ветирования, удивляет то, что президент никак не озвучил свою позицию. Всё, что мы имеем – это ничем не аргументированные замечания к законам и попытки ассоциаций оправдать наложенное вето. Поскольку над этими законами работал целый пул экспертов, политиков, представителей бизнеса и европейских партнеров, Порошенко мог хотя бы из уважения к ним открыто выступить и разъяснить свою позиции.
Но он этого не сделал...
Как человек, занимающийся вопросами взаимодействия сфер энергетики, экологии и экономики – я, как никто другой хочу, чтобы наш бизнес, включая аграрный, развивался, платил налоги, создавал рабочие места.
Вопросы экологии не должны восприниматься как препятствие бизнесу; наоборот – должны создавать новые возможности для его развития. На пути к этому нам помогают европейские партнёры.
Однако мы в который раз не выполняем своих обязательств перед ними.
Я надеюсь, что президент изменит свое решение и на Саммит Украина-ЕС в ноябре украинская делегация поедет с новыми введенными в действие экологическими стандартами, чтобы все наши старания на поприще экологии, евроинтеграции и безвизового режима не пошли прахом из-за шкурных интересов аграрного лобби.
Алексей Рябчин, народный депутат ВО "Батькивщина", специально для ЭП