Майже домовилися. Що Порошенко намагається виторгувати у МВФ
Во время Всемирного экономического форма в Давосе президент Петр Порошенко заявил, что договоренность с МВФ по получению следующего транша достигнута.
Глава Нацбанка Валерия Гонтарева и министр финансов Наталья Яресько в унисон с президентом заявили: Украина договорилась с МВФ.
Сумма следующего транша ожидается в размере 1,7 млрд долл.
"Не нужен будет новый визит миссии МВФ. Мы договорились об этом. Мои ожидания, что мы получим следующий транш в феврале", - заявил Порошенко.
Всего в 2016 году Украина рассчитывает получить от фонда 5,8 млрд долл.
Правда, не все разделяют оптимизм главы государства и не до конца верят в то, что с МВФ согласованы все спорные вопросы.
"Посмотрите видео совместного выступления президента Петра Порошенко и директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Обратите внимание, как после фразы Порошенко "мы достигли договоренности" на долю секунды у Лагард поднялась бровь, и вам все станет понятно", - в иронично-штуливом тоне говорит о недавнем заявлении президента собеседник из правительства.
Сложности согласования
После последнего визита миссии в ноябре 2015 года Минфин осторожно комментировал тему МВФ.
На вопросы о перспективах получения транша в министерстве отвечали абстрактно: все зависит от того, в каком виде будут приняты бюджет-2016 и налоговая реформа.
Бюджет с реформой приняли, но с поправками, несогласованными с фондом.
В конце декабря министр финансов Наталья Яресько говорила, что эти изменения требуют отдельного согласования с МВФ. Она не была уверена в том, что фонд их согласует.
Спустя две недели в комментарии ЭП министр заявила: "МВФ согласился с тем, что бюджет отвечает целям программы".
ЭП уже публиковала проект меморандума, подготовленный сторонами после ноябрьского визита миссии.
Для подготовки январской редакции министерства и ведомства высказывали свои предложения к меморандуму. Одной из последних свои поправки прислала Администрация президента.
По информации источников ЭП, в администрации подготовленный правительством проект жестко раскритиковали.
НБУ как независимый регулятор слал свои предложения напрямую в фонд.
В распоряжении издания оказался проект документа вместе с подготовленными к нему ремарками от ведомств. Из документов понятно, что именно поправки от АП могут оказаться самыми спорными и вызвать недовольство не только МВФ, но и других кредиторов.
В блоке фискальной политики множество правок свелось к изменению будущего времени глаголов на прошедшее. Много бюджетно-налоговых пунктов меморандума "выполнились" вместе с принятием бюджетного пакета в ночь с 24 на 25 декабря 2015 года.
С пунктом о выходе на фискальные целевые показатели по 2015 году особых проблем тоже быть не должно. Согласно оперативным данным о выполнении общего фонда госбюджета-2015, план по доходам общего фонда перевыполнен на 2,4%, по расходам выполнение на уровне 98,3%.
Оперативные данные о выполнении общего фонда госбюджета на 1 января 2016 года, млн грн |
||||
План | Факт | Отклонение за год | Выполнение, % | |
Доходы | 491 767,4 | 503 756,7 | 11 989,2 | 102,4 |
Заимствования всего, в т. ч.: | 619 268,7 | 502 753,3 | -116 515,3 | 81,2 |
Внутренние | 131 701,3 | 93 981,0 | -37 720,3 | 71,4 |
Внешние | 487 567,4 | 408 772,3 | -78 795,0 | 83,8 |
Расходы | 554 591,5 | 544 961,6 | -9 629,9 | 98,3 |
Обслуживание госдолга | 85 669,3 | 84 505,4 | -1 164,0 | 98,6 |
Погашение основной суммы долга в т. ч.: | 466 615,6 | 416 585,6 | -50 030,1 | 89,3 |
Внутреннего | 128 042,2 | 91 163,9 | -36 878,3 | 71,2 |
Внешнего | 338 573,5 | 325 421,7 | -13 151,8 | 96,1 |
Источник: Министерство финансов |
Из самых острых социальных пунктов остался пересмотр к июлю 2016 года списка профессий, представители которых вправе досрочно выходить на пенсию.
Еще один болезненный шаг - дальнейшее повышение тарифов на газ и тепловую энергию.
Соответствующие решения Кабмин должен опубликовать до 31 марта 2016 года.
Реакция Банковой
В меморандуме отсутствует норма о повышении пенсионного возраста. Об этом поспешили заявить и гарант, и Яресько.
Повышение "исчезло" по инициативе АП. Это не удивительно. В разгар бюджетного процесса одной из главных задач было сокращение расходов.
У президента были принципиально против того, чтобы делать это за счет урезания "социалки". Слишком рискованный шаг с учетом возможных парламентских выборов и расшатанной коалиции.
Отказ от повышения пенсионного возраста - благодарная с точки зрения информационной политики тема. При этом президент предпочел умолчать о других правках к меморандуму.
Під час зустрічі в швейцарському Давосі. Фото president.gov.ua |
Одна из них связана с появлением пункта о том, что набсоветы госбанков формируются из трех представителей от президента, трех от Кабмина и трех независимых директоров.
Сейчас, согласно закону о банках и банковской деятельности, парламент, президент и Кабмин назначают по пять членов в набсоветы госбанков.
Ранее Минфин заявлял о планах отойти от практики квот и формировать набсоветы из независымых директоров для деполитицизации этого процесса. Однако в АП с этим не согласны.
Еще одна поправка - максимально болезненная для Кабмина в целом и Минфина в частности.
"К концу 2016 года при поддержке внешней технической помощи Минфин завершит стратегию постепенного отказа от полного гарантирования вкладов в Ощадбанке к концу 2020 года".
По информации источников издания, этот пункт предлагается дополнить следующим предложением: "Пересмотреть положения проекта меморандума относительно осуществления Ощадбанком взносов в ФГВФЛ с 2017 года и перехода на общие условия гарантирования до конца 2018 года".
Эта правка числится в списке президентских, но, говорят, "ноги ее растут" из НБУ.
Ранее Минфин опроверг возможность такого шага. "Государственные гарантии вкладов в Ощадбанке действуют и закреплены на законодательном уровне. Никаких оснований относительно пересмотра данного положения в настоящее время нет", - объяснили в министерстве.
Опрошенные ЭП собеседники прогнозируют, что на отмену госгарантирования Ощадбанка правительство все же пока не решится - слишком рискованный шаг.
Тем не менее, судя по документам, идея время от времени всплывает на самом высоком уровне. Сроки, в которые ее можно реализовать, при этом меняются.
Стабильно изменчивы планы правительства по части приватизации госбанков. В проекте меморандума написано: при условии пересмотра стратегий двух крупнейших госбанков мы будем стремиться продать не менее 25% госдоли до конца 2020 года.
Минфин предлагает до 2019 года, а Нацбанк - "не менее 20% до 2017 года".
"Если совместить последнее с отказом от идеи деполитизировать назначения в набсоветы, то все сводится к ускоренной продажи доли в госбанках с сохранением квотного принципа управления ими", - объясняет источник в Кабмине.
Предлагается также убрать из меморандума пункт о возможности применения президентского вето в случае корректировки законов о конвертации валютных кредитов.
Если после внесенных изменений расходы банков возрастут или же "возникнет отклонение от добровольного подхода к урегулированию этого вопроса", на помощь гаранта рассчитывать не стоит.
Согласно проекту меморандума, конвертация обойдется банковской системе в 370 млн долл или 0,4% ВВП. Как известно, один раз президент уже ветировал закон о реструктуризации валютных кредитов.
В меморандуме есть такие пункты: привлекать весной 2016 года иностранных консультантов и создавать конкурсные комиссии для подготовки к продаже ОПЗ и "Центрэнерго".
АП предлагает "Центрэнерго" из этих планов вычеркнуть.
"Политическая мотивация на лицо - только ленивый еще не писал, что люди президента во главе с профильным министром Владимиром Демчишиным блокируют приватизацию компании", - отмечает собеседник ЭП в правительстве.
Уже сейчас в правительстве признают: против будут международные организации, в частности МФК, которая должна была заниматься подготовкой "Центрэнерго" к продаже.
Президент предложил также дополнить меморандум пунктами о внесении в парламент до 1 апреля и принятии до 1 июля 2016 года законопроекта об обороте сельхозземель, а также принятии к марту законопроекта о Специализированной антикоррупционной прокуратуре - САП.
Допускается также повторное введение моратория на взыскание НАКом задолженности энергогенерирующих компаний и госпредприятий. Если парламент его введет, на вето президента можно не рассчитывать. Соответствующий пункт предлагается убрать из меморандума.
Дожить до пересмотра
Сейчас документ вместе со всеми замечаниями находится на согласовании в МВФ.
"В ближайшие дни мы финализируем технические вопросы с миссией МВФ, и уже в ближайшее время можно рассчитывать на то, что наша программа будет вынесена на совет директоров фонда", - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
Дата заседания совета директоров пока неизвестна.
Во всей этой истории есть еще одна сторона. Второй пересмотр программы станет еще одним этапом в карьере Яресько. В кулуарах уже "гадают", окажется ли он последним для нее в нынешней должности.
Сразу же после принятия бюджетного пакета в стенах правительства поползли разговоры о том, что Яресько предложили должность в МВФ.
"В МВФ или нет, но пока ее уход никому не выгоден. Еще не все решено, она нужна премьеру. В частности, нет пересмотра программы с МВФ и ясности по "кредиту Януковича", - говорит собеседник издания из правительства.
При этом не исключено, что если что-то пойдет не так, Яресько рискует стать заложницей политических раскладов между премьером и президентом. Несмотря на игру в одни ворота с премьером, она все же назначена по квоте президента.
Премьер может разыграть эту карту тогда, когда нужно будет снять с себя ответственность за что-либо и перенести ее, например, на человека президента.
В целом по части кадров ситуация в Минфине сложилась непростая. После ухода Игоря Уманского с поста первого замминистра финансов незакрытым остается основное направление работы министерства - контроль над бюджетным процессом.
По информации источников ЭП, пока частично функции Уманского взяла на себя замминистра финансов Оксана Маркарова.
Возможен еще один вариант: никого не брать, а распределить функционал первого зама между остальными заместителями. Все бы ничего, но поговаривают, что с уходом Уманского кадровые перестановки в Минфине не закончатся.
Вопрос в том, каким будет поведение Минфина, когда в профильных парламентских комитетах стартует подготовка изменений в бюджет-2016 и проект Налогового кодекса. Кто будет "латать" бюджетные дыры? Последние, к слову, ожидаются очень скоро.
"Только за счет снижения цен на нефть недопоступления в бюджет от ренты могут составить 4 млрд грн в год при плане 7,8 млрд грн. То есть половина под угрозой. Это при условии, что объемы добычи сохранятся", - уточнил ЭП источник в Государственной фискальной службе.
По его словам, из-за отмены ежемесячных авансовых платежей в 2016 году недопоступления по налогу на прибыль возможны в пределах 3-3,5 млрд грн.