Авіаринок: затяжне падіння

Четвер, 13 листопада 2014, 12:07 -
За десять місяців "Бориспіль" втратив 12% пасажирів. За оцінками, у 2014 році пасажиропотік у країні впаде на 35% до 10 млн осіб. Стан українських авіакомпаній не кращий. Причини - війна і спад в економіці. (Рос.)

Ситуация на украинском рынке авиационных перевозок с каждым месяцем становится все хуже.

За восемь месяцев 2014 года пассажиропоток "Борисполя" сократился на 8,5% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.

За девять месяцев аэропорт потерял 11%, за десять - 12% пассажиров.

По оценкам Госавиаслужбы, в 2014 году пассажиропоток в Украине упадет на 30-35% до 9,9-10,6 млн человек.

Положение украинских авиакомпаний не лучше. За девять месяцев 2014 года перевозчики в сравнении с аналогичным периодом 2013 года потеряли 17,8% пассажиров и 25% грузов. Они перевезли 5,1 млн человек и 55,7 тыс тонн грузов.

Причины - война на востоке Украины и спад в экономике. Кроме того, говорят игроки рынка, ситуацию в отрасли усугубляет нерасторопность властей. Например, на время кризиса можно было бы упростить валютное регулирование.

"Сейчас авиация должна продавать валютную выручку и тут же покупать ее. Это не способствует стабилизации валютного рынка и угрожает исполнению контрактов. В выигрыше только банки, которые получают комиссию за каждую транзакцию", - полагает коммерческий директор компании WizzAir Вадим Третяк.

ЭП поинтересовалась в WizzAir, сколько они теряют на валютных операциях, но в компании отказались отвечать на запрос. В МАУ ответили так.

"Потери исчисляются сотнями тысяч долларов в месяц. Точнее сказать не могу - информация конфиденциальна. Эти суммы оседают в банках в процессе продажи и покупки валюты, а также уплаты штрафов, выставляемых поставщиками из-за задержек платежей, вызванных сроками этих транзакций".

Повлиять на ситуацию пытались авиационные власти страны.

"С целью урегулирования ситуации на валютном рынке для субъектов авиационной деятельности в НБУ направлено письмо от 30 сентября 2014 года. Вопрос частично решен путем внесения Нацбанком изменений в его постановления", - сообщили ЭП в Министерстве инфраструктуры.

Впрочем, чиновники признают: эти изменения не смогли в полной мере решить проблемы авиакомпаний, связанные с международными перевозками.

"Для окончательного решения этого вопроса Госавиаслужба направила письмо премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой внести дополнительные изменения в постановления НБУ. Такое же письмо направлено главе НБУ Валерии Гонтаревой", - говорят в Минтрансе.

Кроме того, в WizzAir считают, что было бы неплохо привязать налоги и сборы в авиационной сфере к гривне. Сегодня расчеты ведутся в привязке к доллару.

"Если государство настаивает, что все расчеты внутри страны должны проводиться в гривне, логично было бы и самому государству отказаться от привязки налогов к иностранной валюте для субъектов, зарегистрированных в Украине. Это помогло бы компаниям пережить кризис", - говорит Третяк.

В МАУ считают, что эти предложения невозможно реализовать. "Международная авиация живет в структуре долларовых платежей за топливо, лизинги, аэропортовое обслуживание", - отмечет президент МАУ Юрий Мирошников.

Министерство инфраструктуры объясняет привязку налогов и сборов к доллару международной практикой и одинаковым подходом ко всем игрокам рынка.

"Большинство полетов, которые обслуживаются в воздухе и аэропортах Украины, международные. Ставки сборов рассчитываются на основании фактических расходов аэропортов и провайдеров навигационного оборудования. Они равные для всех, поэтому и ставки одинаковые", - объясняют в министерстве.

Помощь от государства

Для выживания в сложных экономических и политических условиях крупнейший украинский авиаперевозчик МАУ попросил у правительства выделить 100 млн долл стабилизационного кредита на десять лет.

Эта просьба вызвала критические отзывы у игроков рынка. В WizzAir заявили, что давать деньги МАУ бесполезно и опасно.

"Для поддержки рынка авиаперевозок в Украине нужно наконец подписать соглашение о Едином авиационном пространстве с Европой. Оно определит будущее отечественной авиации: выявит более сильных игроков и даст возможность каждому занять свою нишу.

Прямые инвестиции в отдельные авиакомпании, как показала европейская практика, лишь оттягивают момент их банкротства. Перевозчики исчезают вместе с государственными деньгами" - сказал Третяк.

В МАУ поправляют WizzAir: речь идет не о прямых инвестициях, а о стабилизационном кредите.

По словам Мирошникова, полученные от государства деньги пойдут главным образом на оплату услуг государственных предприятий авиатранспортной системы Украины и в ближайшие годы вернутся в госбюджет.

При этом, добавляет менеджер, удастся сохранить рабочие места не только в МАУ, но и в отрасли. Сохранить наработанную структуру в готовности к восстановлению показателей роста на рынке авиаперевозок. Примеры успешной реализации такой государственной помощи есть, говорит он.

"США после терактов 11 сентября, Евросоюз в период глобального экономического кризиса. Самый свежий пример, успешности которого мы пока не знаем, - 1 млрд долл кредита Сбербанка РФ авиакомпании "Трансаэро" из-за потерь, связанных с ситуацией в Украине", - говорит топ-менеджер МАУ.

Вернут ли акционеры МАУ кредит? Если такой заем попросит, например, Приватбанк, также контролируемый Игорем Коломойским, то у Нацбанка будет ежедневная отчетность учреждения и возможность блокировать его счета. В случае с МАУ государство не сможет сделать это быстро.

Если речь зайдет о возврате денег, компания может выставить государству встречные счета, заблокировать возврат денег через суды либо предложит войти в акционерный капитал как миноритарию. В крайнем случае, если государство будет слишком "давить", МАУ может постичь печальная судьба "Аэросвита".

Впрочем, почему Украина должна помогать из бюджета компании, которая многие годы была монополистом на рынке авиаперевозок, и которая до сих пор блокирует свободный рынок в этой сфере? Конфликт вокруг "Атлас Джета", которая не смогла пробить блокаду МАУ, - яркое тому свидетельство.

Где "открытое небо"

Власти Украины находятся в сложной ситуации. Помощь отрасли нужна, но на нее нет денег. Непростая ситуация и с "открытым небом" с ЕС. Подписание этого соглашения постоянно откладывается. Киев говорит - по вине Брюсселя.

"Представители Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы проводят переговоры с представителями ЕК и другими заинтересованными сторонами.

Решается спорный вопрос касательно Гибралтара. ЕС несколько раз откладывал предложенные Украиной даты подписания договора из-за отсутствия консенсуса между Испанией и Великобританией по Гибралтару. Консультации продолжаются", - говорят в министерстве.

Все это не вселяет надежд на быстрое восстановление авиационного рынка в стране. Падение может быть затяжным.