Коломойський став пільговиком
18 декабря правительство подписало меморандум о взаимопонимании с ферросплавными предприятиями.
В итоге в 2014 году льготными тарифами на электроэнергию будут пользоваться четыре ферросплавных предприятия вместо двух.
Компенсировать льготу, вероятно, будут не из кармана других потребителей электроэнергии. Денежные потери могут понесли генерирующие предприятия.
Если за льготы ферросплавщикам придется платить им, то следить за выполнением ответных обязательств будут тщательнее, чем в 2013 году.
Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы были участниками меморандума в 2013 году. Они в полной мере пользовались льготами, не особенно тщательно соблюдая условия, выставленные правительством.
В 2014 году их компанию дополнит еще один участник - подконтрольный Игорю Коломойскому Никопольский завод ферросплавов.
Все три предприятия, по данным Forbes Украина, подчинены трем акционерам.
Они составляют юридически не оформленный ферросплавный холдинг, 50 % которого принадлежат группе "Приват", 25 % - Виктору Пинчуку, еще 25 % - Михаилу Спектору. Четвертый льготник - Побужский ферроникелевый комбинат - по данным ИА "Интерфакс", принадлежит Solway Group.
О том, как ферросплавные заводы получили льготы, ЭП уже писала. Вкратце история и ее последствия таковы. Изначально меморандум образца 2012 года предполагалось заключить с десятью промышленными предприятиями.
Однако Кабмин прописал критерии, благодаря которым основное количество претендентов отсеялось. Льготу получили предприятия, которые ежегодно потребляли не менее 60 млн кВт электроэнергии и чьи расходы на электроэнергию в структуре затрат составляли не менее 30%.
Никопольский завод был близок к тому, чтобы попасть в список счастливчиков еще в 2012 году, однако не дотянул по второму параметру на полпроцента.
С февраля по декабрь 2013 года правительство исключило дотационные сертификаты из оптовой цены электроэнергии для ЗЗФ и СЗФ. НКРЭ была вынуждена уменьшить тарифы электростанций и повысить цены на электроэнергию для других промышленных потребителей.
|
|
|
|
|
|||||
Нажмите для увеличения |
Минфин предполагал, что сумма льгот, предоставленных двум ферросплавным заводам, составит 549,8 млн грн. По итогам года она оказалась близкой к прогнозу - около 500 млн грн. Деньги, недополученные Оптовым рынком электроэнергии, компенсировали за счет надбавок для остальных промышленных потребителей.
Эксперты в области энергетики поясняют: невероятно успешный результат лоббирования преференций для ферросплавных заводов был обусловлен профицитом угля - в 2013 году он составил 5 млн тонн.
Если бы не этот ресурс, то диалог ферросплавщиков и производителей тока прошел бы по другому сценарию и с другим результатом.
Однако излишек низкокачественного угля, добытого на госшахтах и поступившего на ТЭС всех форм собственности по разнарядке правительства, надо было сжечь и получить за это деньги. Энергохолдинг Рината Ахметова такой вариант устраивал, и Игорь Коломойский все же выторговал льготу для своих заводов.
Без лишних обязательств
За десять месяцев действия меморандума Стахановский и Запорожский заводы выполнили только одно из поставленных перед ними условий - обязательство использовать 2,4 млрд кВт-ч электроэнергии до конца 2013 года.
Это же условие было главным, так как подразумевало целевое использование лишнего угля. За одиннадцать месяцев два ферросплавных завода потребили 2,1 млрд кВт-ч и, очевидно, в декабре план выполнят.
Энергетики утверждают, что ферросплавщики графика придерживались нескрупулезно. Энергию использовали, но не в том объеме, который предполагался ежемесячным планом. О срыве плана потребления летом сообщил директор ГП "Энергорынок" Сергей Бедин.
Формально недобор Стахановским заводом 4,06 млн кВт-ч электроэнергии мог бы быть поводом для исключения предприятия из льготного списка. Однако его руководитель Владимир Солошенко предупредил, что в таком случае завод остановится и не сможет потребить плановые 600 млн кВт-ч электроэнергии.
В таком случае "Энергорынку" пришлось бы придумывать способы использования 300 тыс тонн государственного угля, который оценили 150 млн грн.
Иные условия предоставления льгот - проведение модернизации предприятий и исключение из сбытовой цепочки офшорных посредников - заводы не выполнили.
Фото ЭП |
Летом начальник управления методологии налога на прибыль предприятий Миндоходов Алексей Задорожный сообщил, что в мае 72% продукции СЗФ и 6,5% продукции ЗЗФ экспортировалось через офшорные компании. О том, почему не выполняется это условие, представители ферросплавных заводов молчат.
Зато они поясняют причины невыполнения требования по модернизации.
В соответствии с меморандумом, в обмен на дешевый ток Коломойский должен потратить на переоснащение двух заводов 161,3 млн грн. Председатель правления ЗЗФ Павел Кравченко утверждал, что инвестобязательства на следующие пять лет были неукоснительным условием подписания меморандума.
"Получается, что ЗЗФ принял на себя обязательства на сотни миллионов гривен сроком на пять лет, а правительство предоставляет специальную цену на электроэнергию на десять месяцев", - сетовал весной 2013 года топ-менеджер.
В декабрьском интервью заводской газете ЗЗФ Кравченко сообщил, что на модернизацию сейчас денег нет, а привлекать кредиты без уверенности в хорошей конъюнктуре рынка в 2014 году нецелесообразно.
Требование по модернизации представителям ферросплавных заводов очень не нравится. При подготовке нового проекта меморандума на 2014 год они настойчиво просили не включать его в список обязательств.
Казалось бы, это недальновидно: когда-то льготный период закончится, и за электроэнергию придется платить полную стоимость. Если только в планах собственников ферросплавного холдинга не значится продажа предприятий.
Зачем же тратить на модернизацию предприятий деньги, сэкономленные на льготах, если долгосрочных планов нынешние владельцы не строят?
Новый льготный план
Однако требование по проведению техперевооружения заводов в новом варианте меморандума все же осталось. Как и обязательство ежемесячно отчитываться о фактических объемах финансирования работ по модернизации.
Из прежнего варианта меморандума в новый проект перекочевало условие о реализации продукции на внутреннем рынке не дороже, чем при экспорте продукции, требование исключить из сбыта ферросплавов офшорные компании и пункт об отсутствии у предприятий-льготников просроченной задолженности по зарплате, налогам и обязательным платежам в социальные фонды.
В 2014 году предприятия должны использовать 5,558 млрд кВт-ч, соблюдая ежемесячный график потребления энергии. На долю СЗФ пришлось 960 млн кВт-ч, ЗЗФ - 1 801 млн кВт-ч, НЗФ - 2 млрд кВт-ч, ПФК - 797 млн кВт-ч.
Виктор Пинчук. Фото ЭП |
Ферросплавные предприятия должны не допускать сверхнормативных расходов электроэнергии и увеличения удельных затрат электроэнергии на производство единицы продукции. Они также обязаны обеспечить отдельный учет электрической энергии на технологические нужды своих производств.
Причем, по данным источников ЭП, в 2014 году к выполнению этих пунктов меморандума энергетики могут быть более придирчивыми.
"По итогам действия меморандума в 2012 году контролеры не смогли в полной мере определить, потребляется ли ток исключительно ферросплавным производством или же перенаправляется другим местным потребителям", - заявил аналитик в сфере ТЭК, пожелавший остаться неназванным.
Представители ферросплавного бизнеса, по данным газеты "Капитал", оценивают свою экономию 2 млрд грн. Опрошенные ЭП эксперты затрудняются сказать, сколько смогут сэкономить получатели льгот.
Все будет зависеть от уровня загрузки производственных мощностей, а этот показатель определяется конъюнктурой рынка. Чем выше будет спрос на металлопродукцию, тем больше ферросплавов понадобится металлургам.
Если бизнес металлургов будет менее успешным, то и у ферросплавщиков не добавится резонов загружать мощности заводов.
Кто заплатит за льготы
За чей счет покроют льготы ферросплавным предприятиям? Ответ на этот вопрос остается главной интригой. Дело в том, что в 2014 году компенсировать льготы ферросплавным заводам, скорее всего, будут не за счет других промышленных потребителей энергии. Денежные потери могут понести генерирующие компании.
О возможных вариантах развития ситуации ЭП рассказали в Минэнергоугля.
При тарифе для населения 28 коп за кВт-ч промышленность платит 81,11 коп за кВт-ч - 1 класс напряжения - и 103,24 коп за кВт-ч - 2 класс напряжения. То есть за счет тарифов для промышленности дотируются тарифы для населения.
Население платит в 3,5 раза меньше, чем промышленность. В 2012 году она дотировала население в общей сложности на 35 млрд грн, а в 2013 году общий объем дотаций составит около 39 млрд грн.
Если появляется еще одна льготная категория - ферросплавщики, то за это тоже должен кто-то платить. Если льготу вводит государство, то, по идее, оно и должно ее компенсировать. Однако у государства на льготы своих денег нет, поскольку необходимо закрывать иные бюджетные "дыры".
Фото "Интерпайп" |
Поэтому льготы для ферросплавщиков либо распределят в тарифе среди других категорий потребителей, либо эта сумма ляжет на плечи тепловой генерации.
19 декабря на заседании НКРЭ было проанонсировано, что в проекте энергобаланса страны на 2014 год рост оптовой рыночной цены - ОРЦ - на электроэнергию не предусматривается.
Это значит, что отпускные тарифы для промышленности, скорее всего, расти не будут. Следовательно, деньги в равной пропорции возьмут у ТЭС - и у государственных, и у частных.
Правда, а арсенале энергетиков остается еще один инструмент удешевления тока - выработка большего количества электроэнергии атомной отраслью. У этих производителей тариф на электроэнергию самый низкий: 22,2 коп за кВт-ч.
"Такой сценарий вполне реалистичен, если ферросплавные заводы будут работать по ровному графику, без резких включений-отключений. Атомные блоки не могут маневрировать, как ТЭС", - говорит чиновник из Минэнергоугля.
По его словам, смягчить последствия расширения льгот для ферросплавных заводов получится и в том случае, если в госбюджете на 2014 год будут предусмотрены средства для погашения долга за электроэнергию со стороны бюджетных потребителей - водоканалов, теплокоммунэнерго, шахт.
Задолженность в "Энергорынке" с начала 2013 года выросла с 11 млрд грн до 14,5 млрд грн. Если правительство сумеет в 2014 году оживить расчеты, то все виды генерации получат деньги "на поддержание штанов".