Як "Сім'я" веде до банкрутства "Вугілля України" та держбанки
Никто и не сомневался, что рано или поздно в украинском правительстве придумают, как зарабатывать даже на бюджетных дырах.
Недопоступление налогов из-за слишком оптимистических расчетов бюджета уже позволили реализовать потенциально "откатную" схему финансовых векселей.
Эти бумаги заменят реальные деньги при возврате государственных долгов.
Векселями и раздачей гарантий дело не ограничится. На очереди - новые "младомеханизмы". В частности, невыплата банковских кредитов госпредприятиями.
Эти ГП будут ликвидироваться или реорганизовываться под эгидой проведения реформ Виктора Януковича, но с явной выгодой для "Семьи" и олигархов.
Пробным камнем в этой схеме должно стать банкротство ГП "Уголь Украины", которое задолжало банкам и железнодорожникам около 3 млрд грн.
По данным портала "Наші гроші", специализирующегося на мониторинге государственных закупок, план ликвидации ГП "Уголь Украины" было утвержден в Минтопэнерго в августе 2013 года. Это произошло в аккурат после того, как кредиторская задолженность госкомпании подобралась к 3 млрд грн.
Это решение министр Эдуард Ставицкий принимал во исполнение плана реформ Януковича, который еще в 2012 году поручил Кабмину и Минэнергоугля перейти на биржевые торги и прямые договора при продаже угля.
Ликвидация ГП по решению Минэнерго позволит "семейным" менеджерам договариваться об индивидуальных условиях возврата этих средств - деньгами, ОВГЗ или векселями. А сыну президента Александру Януковичу и родственному олигарху Ринату Ахметову - вытеснить с рынка газового угля госшахты.
Худшая часть шахт после этого окажется на грани банкротства, а лучшая часть отойдет в нужные руки. Что делать с тысячами работников, нигде не озвучено.
Почему умирает "Уголь Украины"
Госпредприятие "Уголь Украины" было создано в 2003 году для поддержания государственных шахт с высокой себестоимостью и низким качеством угля.
Видимо, "покращыты" ситуацию в отрасли не удалось. Напротив, на госшахтах хроническое перепроизводство никому не нужного угля, засилье "копанок" и коррупционное использование госдотаций - они перетекают в карманы "Семьи".
Невзирая на это, "Уголь Украины" - кость в горле для двух крупнейших угольных трейдеров страны - Рината Ахметова и структур Александра Януковича.
Ахметову схемы "Семьи" с госшахтами мешают развивать собственный угольный бизнес в рамках холдинга "Дтэк" и портят ценовую ситуацию. У Януковича-младшего существует потребность в легализации собственного угольного бизнеса за счет покупки лучших из оставшихся шахт.
При этом именно трейдеры, которых участники рынка связывают со старшим сыном президента Александром Януковичем, активно вытесняют продукцию ГП с рынка.
Малоизвестные компании уже долгое время активно поставляют уголь на государственное объединение "Центрэнерго" и недавно приватизированное объединение "Донбассэнерго". Причем в профсоюзе шахтеров по-прежнему намекают, что этот уголь может быть из печально известных "копанок".
Это не далеко не все сложности "Угля Украины". Из-за существования теневых схем время от времени возникают такие проблемные темы, как квотирование ввоза коксующегося угля. Они угрожают металлургическому бизнесу "Индустриального союза Донбасса" и даже цементным заводам.
Глава "Семьи" Виктор Янукович. Фото nmpu.org.ua |
Роль государства в данном секторе сводится к поддержанию и финансированию обширнейшей коррупции. Правительство обязывает частные и государственные теплогенерации покупать уголь только через ГП "Уголь Украины".
Такой шаг позволил бы компенсировать бюджетные дотации, которые выделялись на поддержку убыточных шахт, если бы деньги не перетекали к "Семье".
Речь идет о гигантских суммах. На частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции в госбюджете-2013 предусмотрено 7,8 млрд грн, из которых 3,224 млрд грн было выделено в первом квартале.
Существование механизма дотирования убыточных шахт приводит к перекосам в цене на уголь. Так, по данным Минэнерго, в 2013 году себестоимость угольного концентрата с шахт под его управлением достигла 1 400 грн за тонну.
Для сравнения, экспортная стоимость угля с частных шахт - около 800 грн за тонну, при этом у ряда частных компаний себестоимость около 500 грн за тонну. Именно по этой цене - 500 грн - приходится продавать уголь госшахтам.
В Украине наблюдается перепроизводство угля, но большая его часть - низкого качества, он не пригоден для металлургии. Этот ресурс мог бы использоваться в рамках украинско-китайского проекта по замене газа угольным топливом.
Однако украинская сторона сама тормозит этот проект. По некоторым сведениям, кое-кто желает "откусить" в личное пользование часть китайских миллиардов еще до начала проекта. Это намерение вызывает искреннее недоумение у представителей Поднебесной, где за коррупцию в подобных масштабах расстреливают.
Вот и получается, что добытый на госшахтах уголь некуда девать. В начале 2013 года "ДТЭК" уже отказывалась закупать у ГП "Уголь Украины" дорогой газовый уголь для своих теплогенераций. Это оправданно, ведь предприятиям Ахметова хватает топлива собственной добычи. Другое дело, что олигарх нарушает условия договора.
По договору "ДТЭК Трейдинг" до декабря 2013 года обязана купить у ГП 2 млн тонн угольной продукции марки "Г" общей стоимостью 1,656 млрд грн. Этот тип угля используют только ТЭС, которые после приватизации стали собственностью "ДТЭК". В результате, государственным шахтам некуда сбывать свою продукцию.
Ахметов согласился покупать госуголь только после того, как ему дали очередную преференцию - повышение квоты по продаже электроэнергии с собственных ТЭС.
Фото news2000.com.ua |
Как государство "кидает" собственные банки
Решение о ликвидации ГП "Уголь Украины" снимает с энергетиков необходимость покупать дорогой и некачественный уголь у государственных шахт и открывает дорогу к их приватизации по бросовым ценам.
В сентябре министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий уточнил, что планируется продать 60 угледобывающих предприятий.
Причем после ликвидации ГП большая часть из них будут уходить по механизму голландского аукциона - "на понижение". Если при продаже имущественных комплексов или пакетов акций угледобывающих предприятий аукцион не состоится, например, из-за отсутствия покупателей, то ФГИ объявит аукцион второй раз, но уже со снижением начальной цены объекта приватизации на 30%.
Если аукцион еще раз не состоится, тоже из-за отсутствия покупателей, то цену можно сбросить до половины от начальной. Если же и в этом случае продать не удастся, то объект приватизации передадут для продажи на инвестиционном конкурсе - за 1 грн и обещание постараться спасти предприятие.
Можно смело строить прогнозы. Полцены или "за бесплатно" - это именно те параметры, за которые уйдут лучшие объекты. Вряд ли какие-то "инвесторы" захотят встать на пути "Семьи" и Ахметова и заплатить за шахты честную цену.
"Семья" и прочие. Фото argumentua.com |
Еще одно направление для заработков после ликвидации ГП "Уголь Украины" - "работа" с его кредиторской задолженностью - тем, что должны шахты. Сейчас этот долг составляет около 3 млрд грн.
Основная его часть сформировалась в 2010 году, когда в посткризисном бюджете не хватало денег на дотации отрасли. Это привело к тому, что в 2008-2009 и в первом квартале 2010 года произошло значительное падение добычи в Украине. Пеняя на "папередников", правительство Николая Азарова набрало кредитов под обещание, что вскоре исправит ситуацию на госшахтах. Однако потом в угольной сфере началось засилье "Семьи".
Общий долг предприятия перед банками Украины составляет более 2,4 млрд грн. Это без учета просроченных процентов за пользование кредитами. Платить по ним ГП не может из-за сложной финансовой ситуации.
Эдуард Ставицкий и Сергей Арбузов явно в курсе плачевной ситуации в "Угле Украины". Фото comments.ua |
Самыми крупными кредиторами госкомпании являются госбанки. В совокупности Укрэксимбанк и Ощадбанк выдали "Углю Украины" 1,3 млрд грн. Еще около 1,1 млрд грн госпредприятию предоставили в долг негосударственные учреждения: "Дочерний банк "Сбербанка России", Проминвестбанк и Альфа-банк.
Как распределялись и куда пошли эти кредиты, в ГП "Уголь Украины" отвечать не стали. Запрос "Экономической правды" остался без ответа.
Можно смело предположить, что "потерянные" ссуды использовались, в том числе, для расчета с шахтами, близкими к Александру Януковичу. В частности, за поставки угля "Центрэнерго" и тогда еще государственному "Донбасэнерго".
Шахты снабжали и продолжают снабжать углем компании, входившие в печально известный "Донбасский расчетно-финансовый центр" - ДРФЦ. Так называлась первая организация, через которую "пилились" угольные миллиарды для "Семьи".
"Донбасский расчетно-финансовый центр" когда-то контролировал человек, очень близкий к Виктору Януковичу – Эдуард Прутник. После победы своего патрона на президентских выборах, Прутник передал свои активы президентской "Семье" и отошел от дел.
С тех пор ассоциацию ДРФЦ стали прочно связывать со старшим сыном президента Александром Януковичем. Сам он, что характерно, связь с компанией отрицает.
Что из себя представляла ДРФЦ? Это был целый пул фирм, которые, в частности, контролировали арендованные у государства еще в начале 2000-х обогатительные фабрики - "Комсомольскую", "Узловскую", "Красную звезду", "Украину" и "Россию".
Согласно подсчетам издания "Наші гроші", только за 2012 год угольная группа "Семьи" заработала на гостендерах более 7 миллиардов гривен. В частности, она выигрывала миллиардные угольные тендеры на Донбассэнерго и Центрэнерго.
Виктор Янукович и Эдуард Прутник |
Однако еще 1 июня 2010 года ассоциация "ДРФЦ" прекратила свое существование "в результате реорганизации". Ей на смену пришло ПАО, созданное на основе одного из подконтрольных предприятий - "Центральная обогатительная фабрика" Комсомольская ".
Также под каждую из пяти государственных обогатительных фабрик были созданы отдельные структуры - ОАО "ЦОФ" "Узловская", ПАО "ГОФ "Красная звезда", ОАО "ГОФ "Украина" и ОАО "ГОФ "Россия".
После этого Фондом госимущества была проведена предпродажная оценка этих предприятий, согласно которой арендаторы так улучшили фабрики, что сумели получить в среднем по 75% каждой.
Еще по 25% принадлежало государству, но недолго. В конце мая ФГИ реализовал госпакеты фактически на безальтернативной основе. Таким образом, мажоритарным акционером пяти обогатительных фабрик оказалось некое ООО "ДРФЦ".
Эта структура принадлежит офшору Sarone Holdings, зарегистрированному на Британских Виргинских островах. Как уже писала "ЕП", у этого офшора и самого ООО "ДРФЦ" прослеживаются четки связи с "межигорскими фирмами", на которые в свое время была записала львиная доля имущества президентской "Семьи".
В 2012 году центр преобразовали в ПАО "ЦОФ "Комсомольская" - по названию одной из обогатительных фабрик, входящих в ассоциацию. 25% акций "Комсомольской" принадлежит государству, остальные - ООО "ДРФЦ", созданному в 2009 году.
ООО принадлежит офшору Sarone Holdings, зарегистрированному на Британских Виргинских островах. Номинальным соучредителем ассоциации "Донбасский расчетно-финансовый центр" в свое время числилась Оксана Решетняк.
По счастливому стечению обстоятельств она стала членом правления Укрэксимбанка именно в тот же период, когда этот госбанк прокредитовал "Уголь Украины" почти на 1 млрд грн. Было это в далеком 2010 году.
Как банкротство "Угля Украины" ударит по госбанкам
В госбанках также не стали отвечать на вопросы ЭП. Какова точная задолженность ГП "Уголь Украины" перед Укрэксимбанком и Ощадбанком, и когда в последний раз проводилось погашение кредита - неизвестно. По примерным подсчетам, государственная структура "висит" государственным банкам 1,3 млрд грн.
Предпочел отмолчаться и Нацбанк, который время от времени предоставляет госбанкам индивидуальные разрешения на нарушение нормативов. Он позволяет госбанкам считать хорошими проблемные и "висячие" займы государственных компаний. В частности, так было с НАК "Нафтогаз Украины".
Это значит, что под эти кредиты не должны формироваться резервы. Проще говоря, госбанки заранее не уменьшают собственную прибыль на сумму убытков, которые почти гарантированно возникнут после невозврата займов.
Вопрос к Нацбанку - какой уровень резервов сформирован под заем, выданный ГК "Уголь Украины", - остался без ответа. По сведениям источников ЭП, в госбанках этот резерв "ниже необходимого".
Украинский шахтер. Фото Фото ukranews.com |
Возможно, из-за этого вскоре могут быть пересмотрены рейтинги госбанков рейтингующими их агентствами - Fitch и Moody's. Последнее, к слову, недавно понизило рейтинг Украины до преддефолтного Саа1. Это значит, что рейтинги госбанков уже должны быть снижены до уровня суверена Саа1 (Moody's).
Учитывая задолженность "Угля Украины", они могут опуститься к уровню, который присваивается только глубоко третьесортным банкам. Помимо прочего, это означает катастрофическое подорожание кредитов и еврооблигаций для госбанков.
Это сделает новые внешние займы для данных учреждений делом практически невозможным. Укрэксимбанку, который является лицом правительства на внешних рынках, это сулит катастрофические имиджевые проблемы.
Для Ощадбанка и коммерческих банков проблемы с возвратом средств со стороны ГП "Уголь Украины" не являются столь критичными. Однако уменьшение прибыли банков на сумму этих займов в полном объеме может существенно снизить прибыльность банковской системы и даже вывести ее по итогам года в "минус". Не говоря уже о том, что государственные банки и без того "напичканы" кредитами государственных компаний, которые завтра могут пойти на банкротство по схеме "Угля Украины".
Фото inpress.ua |
Например, по данным источников ЭП в НБУ, у одного из банков резервы под кредит ГП "Уголь Украины" не сформированы вообще. Это может означать одномоментное формирование у банка в конце 2013 года отрицательного финансового результата на сумму займа - более 300 млн грн. И это лишь один из банков.
В целом прибыль банковской системы может уменьшиться на миллиарды.
"Младореформаторы" толкают банки к получению векселей?
Как может решиться ситуация, непонятно. Самый радикальный путь предполагает, что государство не заплатит вообще. Менее радикальный - "младореформаторы" предложат банкам получить вместо "живых" денег новомодные векселя.
Как уже писала ЭП, обмен векселей на "живые" деньги впоследствии может происходить через близкие к Арбузову и Ко финансовые учреждения. Причем предполагаемый дисконт при их обналичивании может достигать 50-70%.
Главу НБУ Игоря Соркина также причисляют к "Семье". Он никак не вмешивается в процесс, в результате которого в банковской системе образуется "дыра" в несколько миллиардов. Фото из страницы Соркина в соцсетях |
Наверняка, банки не захотят получить 30% кредитов вместо возврата всей суммы. Однако, судя по всему, "младореформаторы" их толкают именно к этому.
Данную мысль подтверждает прецедент с Альфа-банком, который отсудил у госпредприятия почти 411 млн грн в погашение кредита, но не может добиться возврата средств даже после решения Верховного суда и ареста счетов ГП.
Высший хозсуд принял решение еще в апреле 2013 года, а недавно в дело вступили судебные исполнители. Тем не менее, госпредприятие платить не намерено, зато угольные миллиарды в пользу "Семьи" продолжают "пилиться".
Более того, в ближайшее время должно состоятся заседание Хозяйственного суда Киева, на котором будет рассмотрено заявление ГП "Уголь Украины" о реструктуризации долга перед Альфа-банком на 20 лет. При условии, что уже через два года компания должна прекратить существование.
Таким образом, государство превратилось в недобросовестного заемщика, борьба с которыми является темой постоянных совещаний в правительстве.
Особенно иронично выглядит этот факт на фоне работы "антирейдерской" Комиссии по борьбе с незаконными поглощениями. Возглавляет ее первый вице-премьер Сергей Арбузов, который курирует финансовый и экономический блоки Кабмина.
Сергей Арбузов стал главным по борьбе с рейдерами. Фото eizvestia |
Невозврат кредитов банкам - пробный шаг в сторону невозврата всех долгов государства. Основным источником проблемной задолженности, как известно, является "Нафтогаз". Если сработает схема, апробированная на "Угле Украины", то она сполна проявит себя и на примере "Нафтогаза".
Это уже десятки миллиардов гривен только в госбанках. Искусственное банкротство НАК откроет "младореформаторам" путь к управлению кредиторской задолженностью компании почти на 60 млрд грн.
Это не только заработок на финансовых векселях, но и возможность взять под контроль поставки газа потребителям для структур родственных олигархов. К слову, реорганизация "Нафтогаза" также заложена в программу реформ президента.
Остаются и другие инструменты для творческого подхода "младореформаторов". Например, валютные ОВГЗ, скупка которых часто осуществляется банкирами по "просьбе" сверху. За их счет до сих пор не произошла девальвация гривны, и Минфин все еще может рассчитываться с МВФ.
"Семья" и Ахметов близки как никогда. На фото novosti.dn.ua - бизнесмены Александр Янукович и Ринат Ахметов, глава Администрации президента Сергей Левочкин |