Колесніков знову врятував директора "Борисполя"?
Любой приезжающий в новый терминал D аэропорта "Борисполь" сталкивается с удивительным фактом.
В огромном здании, построенном по последнему слову техники в канун "Евро-2012", почти нет точек питания.
А к тем, что есть, можно попасть, лишь пройдя паспортный контроль и таможню.
Зато в зале ожидания работает всего лишь один магазинчик, продающий журналы и книги, и в нем стоит всего один аппарат, который продает очень плохой кофе.
И в этот магазинчик вынуждены бегать таксисты, провожающие и все пассажиры, которым еще рано проходить регистрацию. Это тысячи людей в день.
Они готовы были бы платить 80 грн за стакан кофе Costa. Они готовы были бы платить 100 грн за средненькую пиццу. Однако такая роскошь в новейшем здании аэропорта не предусмотрена.
Внутри точки питания присутствуют, но очевидно, что их тоже недостаточно для здания, через которое проходят огромные потоки пассажиров.
Прежде всего, эта недоработка бьет по самому аэропорту, потому что во всем мире нелетные доходы приносят почти половину всего дохода подобных транспортных узлов.
Возможно, эти недоработки являются одной из причин того, что первый квартал 2013 года аэропорт закончил с убытками. Директор аэропорта "Борисполь" Антон Волов объяснил отрицательный финансовый результат уходом перевозчика "Аэросвита". В пресс-службе аэропорта добавили,что за первый квартал 2013 года падение пассажиропотока составило 21%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
Цифра удивительна. Широко известный факт говорит, что статус монополиста в пассажирских авиаперевозках перешел от этой Аэросвита", которая так и не признана банкротом вопреки желанию ее владельца Игоря Коломойского, к "Международным авиалиниям Украины", которые теперь также принадлежат Коломойскому. То есть, "Аэросвит" как явление в жизни жителей Украины никуда не делся. Тем не менее, статистика такова. Возможно, все таки, дело не только в скандально известной компании.
Зато источники "Экономической правды" рассказывают, что руководство аэропорта допустило системный просчет в управлении "Борисполем".
"Еще на этапе, когда строился терминал D, нужно было вести переговоры с перевозчиками, заключать контракты с точками питания, проводить открытые конкурсы, договариваться с операторами duty free. Ничего этого сделано не было, и когда новый терминал был сдан, огромное здание пустовало, не принося доход. При этом эксплуатационные расходы выросли на порядок", - говорит один из источников.
Другой согласился с наличием просчетов и объяснил это низкой квалификацией руководителя аэропорта.
"Волов - бывший экономист Артемовского завода шампанских вин. Будь он хоть семи пядей во лбу, у него нет понимания авиационного бизнеса. И вообще, он попал туда лишь потому, что племянница Бориса Колесникова - жена Волова", - отметил он.
Борис Колесников на фоне реконструкции НСК "Олимпийский". Фото Нацагентства "Евро-2012" |
Действительно, Антон Волов является самым молодым руководителем "Борисполя", пожалуй, за всю его историю. Он был назначен на пост руководителя аэропорта вместо уважаемого Бориса Шахсуварова в 2011 году по протекции Колесникова.
На момент назначения у Волова был небольшой стаж работы финдиректором "Донбассаэро". Информацию насчет родства с Колесниковым и Артемовского завода шампанских вин ЭП, к сожалению, не удалось ни подтвердить, ни опровегнуть.
Зато известно, что экс-министр инфраструктуры трижды просил за Волова после инцидента в аэропорту, когда из-за неисправности самолета Виктора Януковича едва не расплющило между трапом и корпусом президентского самолета.
Тогда на несколько месяцев Волова отстранили от исполнения обязанностей директора аэропорта. Вернулся он на место лишь после третьего по счету обращения Колесникова к президенту.
Поговаривали, что долгое время министр вынашивал планы приватизации "Борисполя" через механизм концессии. Якобы специально под выполнение данной задачи был назначен Волов, который обязан был подготовить аэропорт к передаче новому владельцу. Впрочем, подтвердить эту версию невозможно.
Примечательно, что после ухода Колесникова с должности министра Волов остался на посту руководителя "Борисполя". Это косвенно свидетельствует о том, что "главный по Евро-2012" сохранил некоторое влияние.
Статус-кво мог измениться в начале июня 2013 года. На рассмотрение Кабмина был вынесен проект постановления о проведении массовых проверок в "Борисполе".
Инициатором проверок, скорее всего, выступил нынешний министр инфраструктуры Владимир Козак, которого считают не вполне дружески настроенным в отношении Колесникова. По крайней мере, докладчиком на заседании Кабмина был именно он.
В проекте постановления значилось, что министерство должно дать заключение о соответствии профессионального уровня Волова занимаемой должности.
По словам источников, проверять было бы что. В частности, до сих пор неясно, куда девались 450 млн грн, выделенные пару лет назад на строительство паркинга возле терминала D. По словам источника, в исчезновении этих денег вряд ли обошлось без некоего Руди Верчелли, советника Колесникова времен подготовки к "Евро-2012". Этот американец итальянского происхождения позиционировал себя как консультант по развитию транспортной инфраструктуры и имел большое влияние на министра, а значит, и на Волова.
В пресс-службе "Борисполя" называют такую постановку вопроса про паркинг домыслами. По словам сотрудников аэропорта, паркинг должен строиться за собственные деньги предприятия,а не за бюджетные, но такие деньги появились только недавно.
"У аэропорта есть проект паркинга напротив терминала D, есть зарезервированные средства под него (кредитные) - после утверждения финансового плана аэропорт будет готов приступить к его строительству. Для удобства пассажиров на сегодня введена в эксплуатацию парковка на 195 мест рядом с терминалом D (с 1 июня), парковка на 184 мест также планируется рядом", - сообщили "ЭП" в пресс-службе "Борисполя".
По информации источников ЭП, во вторник, 4 июня, накануне заседания Кабмина, Волова вызывали "на ковер" в здание правительства. Там он отчитывался за многочисленные недоработки.
Что это за недоработки, понятно опять же из текста проекта постановления. В частности, правительству пришлось вмешиваться в вопрос создания точек питания в терминале D. Также Кабмин собирался провести массированную проверку деятельности аэропорта с привлечением Госфининспекции и силовых органов.
Впрочем, как сообщили ЭП в "Борисполе", из окончательного текста постановления последняя формулировка исчезла. Очевидно, опять не без вмешательства все еще влиятельного Колесникова.
Впрочем, у руководства "Борисполя" есть свои аргументы. Мнение самого Волова можно прочитать здесь, а ответы на вопросы ЭП приводятся ниже.
Ответы администрации аэропорта "Борисполь" на вопросы "Экономической правды".
ЭП: На прошлой неделе Кабмин поручил директору аэропорта Антону Волову в двухнедельный срок обеспечить организацию зоны общественного питания в терминале D и заключить соответствующие договора.
На какой стадии находится выполнение этого поручения? С кем будут заключены договора? Почему эти договора не были заключены до сих пор?
"Борисполь": В терминале D аэропорта c момента открытия в 2012 году магазины беспошлинной торговли и пункты питания функционировали и удовлетворяли спрос пассажиров на достаточном уровне.
После перехода в терминал D всех зарубежных авиаперевозчиков, а также базовой авиакомпании (30 мая) необходимость в обеспечении большего количества пассажиров услугами питания возросла. Также следует отметить, что и интерес арендаторов к площадям в терминале существенно увеличился.
Терминал D. Фото wikimapia.org |
Конкурс на аренду площадей на государственном предприятии, как известно, проводит региональное управление Фонда госимущества в Киевской области.
Аэропорт, со своей стороны, своевременно обеспечил всех потенциальных арендаторов планами помещений и разработал квалификационные пожелания к каждому виду деятельности.
В частности, по мнению специалистов аэропорта, рестораны должны иметь прямые контракты с производителями продукции, должны обладать опытом работы в аэропортах Западной Европы с ежегодным пассажирооборотом не менее 15 млн.
Надеемся, что Фонд госимущества учтет наши пожелания при определении победителей конкурсов. Со своей стороны, мы готовы предоставить всю необходимую инфраструктуру для успешной работы операторов.
Пока проводятся конкурсные процедуры (это длительный процесс), "Борисполь" совместно с кейтеринговыми компаниями, которые работают на территории аэропорта, планируют обеспечить пассажиров напитками и едой при помощи мобильных пунктов питания. Этот временный вариант стал возможен после заседания Кабмина. В настоящее время проводятся работы по его реализации.
- По нашей информации, терминал D до сих пор не загружен пассажиропотоком. По какой причине? Что предпринимает руководство аэропорта для этого?
- Уже летом 2011 года терминалы В и F работали на пределе пропускной способности. Терминальный комплекс D "подхватил" растущий пассажиропоток и предоставил пассажирам новый уровень аэропортового обслуживания.
Информация о якобы "незагруженности" терминала не соответствует действительности. После перехода авиакомпании "Международные авиалинии Украины" терминал D в пиковые часы уже загружен на 90%.
Это означает, что все пассажиры международных рейсов аэропорта могут воспользоваться самым технологичным и современным терминалом в Украине.
- Кабмин зафиксировал формулировку "обеспечить выведение аэропорта "Борисполь" из критического состояния". Почему существует такая формулировка? Какие цифры характеризуют критическое состояние? Какими причинами оно вызвано? Как руководство планирует решать эту задачу?
- Банкротство авиакомпании "Аэросвит", которая обеспечивала 32% пассажиропотока предприятия, не могло не отразиться на работе аэропорта.
Сегодня мы наблюдаем стойкую тенденцию к восстановлению пассажиропотока в аэропорту. По результатам пяти месяцев 2013 года "Борисполь" обслужил 2 501 100 пассажиров. В частности, в мае услугами главного аэропорта страны воспользовалось 718 тыс пассажиров, что лишь на 2,9% меньше, чем в 2012 году.
Терминал D. Фото mtu.gov.ua |
Аэропорт планирует восстановить пассажиропоток к концу года. По мнению экспертов Airport Consulting Vienna, органичный рост пассажиропотока в "Борисполе" составляет около 10% в год. Эта цифра подтверждалась в предыдущие годы.
Уход с рынка авиакомпании "Аэросвит", безусловно, повлиял на производственные показатели аэропорта, но в настоящее время эти объемы компенсируются другими перевозчиками, прежде всего, базовой авиакомпанией МАУ.
В "Борисполе" разработан и воплощается в жизнь план развития авиаперевозок на 2013 год. Он предусматривает работу над привлечением новых авиакомпаний, в частности, лоу-кост-перевозчиков в терминал F, и открытие новых направлений.
Его реализация станет возможной после утверждения Министерством инфраструктуры программы мотивации авиаперевозчиков, включающую специальный тариф для обслуживания лоу-кост-компаний в "Борисполе".
- Кабмин поручил провести массированные проверки аэропорта разными органами, включая Госфининспекцию. Насколько это обоснованно?
- Информация об этом аэропорту не известна. По результатам заседания в Кабмине 5 июня 2013 года такое поручение не давалось, и в протоколе заседания этот пункт не отражен.
- По нашей информации, на верхнем этаже терминала D планируется создать супермаркет duty free. Почему принято такое решение?
Какими элементами инфраструктуры пришлось пожертвовать, чтобы вместо нескольких магазинов занять весь этаж? С кем из операторов заключены соглашения? Какую выгоду планирует получить аэропорт от такого решения?
- На верхнем этаже терминала D, четвертый этаж, работают два бизнес-зала, которые принадлежат аэропорту и обслуживают пассажиров. Аэропорт действительно стремится развивать неавиационную деятельность для удобства пассажиров путем привлечения лучших европейских операторов.
Сегодня договора аренды как с магазинами, кафе, ресторанами, так и с авиакомпаниями заключает Фонд госимущества, что значительно ограничивает возможности аэропорта в выборе арендаторов и влиянии на качество их услуг. На четвертом этаже терминала D дополнительных магазинов не запланировано.