"Фольксваген" для Путіна
Россия привлекает автопроизводителей своими сказочными показателями роста.
Концерн Volkswagen инвестирует значительные средства на востоке и продает там десятки тысяч автомобилей марки "Русский Фольксваген".
Однако успех имеет свою цену, которую Путин и правительство страны требуют в виде ответных действий от производителей.
Каждую субботу ностальгия, несмотря на мороз, выгоняет чужаков из города Вольфсбурга на улицу. Сотрудники концерна Volkswagen надевают пальто и шапки и отправляются в Oberschwein - пивной ресторан в центре Калуги.
В этом провинциальном городке, расположенном в 180 километрах к югу-западу от Москвы, концерн Volkswagen построил завод, вложив в него 600 млн евро.
Местный пивной ресторан привлекает гастарбайтеров своей "демократической обстановкой". Так русские называют приятную атмосферу. Этот по-деревенски простой пивной зал является частью немецкой родины.
Компания Volkswagen направила в Калугу инженеров из Германии, Польши и Чехии. Они должны помочь завоевать прибыльный российский авторынок. Он растет так быстро, что эксперты уже не сомневаются: Россия скоро обгонит Германию и станет крупнейшим автомобильным рынком Европы.
Когда это произойдет - через два, три или четыре года, - пока не ясно. В 2012 году продажи автомобилей в России должны преодолеть отметку 3 млн.
Для концерна Volkswagen Россия - часть амбиционных планов, связанных с БРИК. Это сокращение обозначает группу стран, в которую входят Бразилия, Россия, Индия и Китай. Именно там автомобильная отрасль рассчитывает на большой рост, тогда как в Европе и Америке увеличения продаж ждать не приходится.
Путин превратил отрасль в важнейшее дело
С помощью инвестиционной программы объемом 50 млрд евро глава концерна VW Мартин Винтеркорн хочет обойти компанию Toyota и стать крупнейшим автопроизводителем в мире.
Фото spiegel.de |
Россия - важная часть планов концерна. Винтеркорн рассчитывает в ближайшее время продавать 500 тыс автомобилей VW, Skoda и Audi на пространстве от Калининграда до Владивостока. Сейчас концерн занят реализацией этих планов.
За три года он почти втрое увеличил продажи на российском рынке. С января по октябрь 2012 года продажи в РФ увеличились на 46%. К концу года количество проданных авто составит 300 тыс. В то же время альфа-самец рынка - "АвтоВАЗ" - со своим партнером Renault-Nissan продает в три раза больше машин.
Многое зависит от Владимира Путина. Формально автомобильная отрасль находится в сфере ответственности Министерства промышленности и торговли, однако де факто в течение четырех лет работы Путина в должности премьера именно его штабу принадлежало решающее слово в вопросах авторынка.
Весной 2012 года, незадолго до обмена должностями между Путиным и занимавшим тогда пост президента Медведевым, иностранные авто-боссы спросили у сильного человека в России, к кому им надо будет обращаться в будущем со своими вопросами. Путин ответил, что он, разумеется, и дальше продолжит лично следить за развитием автомобильной отрасли.
Фото spiegel.de |
Место встречи имеет символическое значение: с представителями местных и иностранных автопроизводителей Путин встретился в Тольятти.
Этот город на берегу Волги представляет собой аналог Вольфсбурга, только российский вариант больше. На площади в 600 га расположен государственный производитель автомобилей марки "Лада" "АвтоВАЗ".
Однако главную речь в присутствии Путина произнес не представитель этого предприятия, а немец Маркус Озегович - директор Volkswagen Group Rus.
Кремль надеялся сделать из бывшего советского производителя "АвтоВАЗа" конкурентоспособного глобального игрока. Однако эти надежды рухнули, и Путин поручил разработать новую стратегию автомобильного развития до 2020 года.
В разработке этих планов приняли участие представители компании Boston Consulting Group. Подготовленный документ, по словам Озеговича, реалистичный.
Путинская автомобильная стратегия сочетает международное ноу-хау с жесткой индустриальной политикой. Всего за десять лет Кремль заставил международные автоконцерны построить несколько заводов в этой громадной империи.
Фото spiegel.de |
Кроме того, Россия защитила себя от импортных "колес" с помощью высоких ввозных пошлин. Тот, кто хочет продавать автомобили в России, должен создавать в стране рабочие места - таков смысл предложенной концепции.
В ближайшие годы VW должен увеличить производство автомобилей в России, по крайней мере, до 350 тыс штук. Такие обязательства немецкий концерн, как и другие производители, должен был взять на себя по настоянию Кремля.
Что касается вступления России во Всемирную торговую организацию, то производители не получили от этого почти никакой выгоды. Москве пришлось снизить импортные пошлины на новые авто, но в ответ она ввела сопоставимые обязательные сборы. Так будут якобы покрыты расходы на будущую утилизацию.
Ford на западе, Mazda на востоке
Подобная модернизация по принципу пряника и кнута не соответствует догматам веры теоретиков либеральной торговли. Однако ее преимущество состоит в том, что она дает результат. Россия, отставшая в 1990-е годы как автомобильная нация, теперь стремительно наращивает свои производственные мощности.
Фото spiegel.de |
В Санкт-Петербурге, на западе, авто выпускают Ford и Toyota, в Калининграде производитель комплектующих Magna вместе с российским партнером собирают BMW, а во Владивостоке, на востоке страны, Mazda хочет построить завод. Mercedes также собирает в России свои фургоны Transporter.
В результате уже в 2011 году с конвейеров в России сошли 1,7 млн автомобилей. Этот показатель - самый крупный индустриально-политический успех новой России. Ее экономика по-прежнему растет за счет нефти и газа, а коррупция, неэффективность и бесхозяйственность сдерживают инновационные силы.
Однако в багаже иностранных производителей находилось не только техническое ноу-хау - они привезли с собой и более эффективные структуры управления. Это приносит свои плоды: пока Toyota, Ford и Hyundai демонстрировали двузначные показатели роста, продажи "Лады" поначалу даже сокращались.
Успех автопроизводителей косвенно влияет и на другие отрасли. Иностранные поставщики обосновались в Калуге и Санкт-Петербурге. Это связано с тем, что надежность российских производителей пока еще оставляет желать лучшего.
Фото spiegel.de |
"Там существует другое понимание работы цепочки поставщиков. Некоторые детали нельзя получить в тот момент, когда они нужны. Многие еще не понимают, что означает концепция производства точно в срок", - говорит Озегович.
Polo и Skoda Octavia - наиболее продаваемые модели. При цене 10 тыс евро "Русский Фольксваген", как называют его россияне, доступен для растущего среднего класса. По данным журнала "Эксперт", Volkswagen с его 5 600 сотрудниками попал в число 40 крупнейших машиностроительных компаний РФ.
Немцы выступают в качестве спонсоров сборной России по футболу, а также зимних Олимпийских игр 2014 года, которые будут проходить в черноморском городе Сочи. Специалисты из Вольфсбурга, бывшие прежде чужаками, теперь чувствуют себя на востоке как дома.
Оригінал публікації: Folkswagen für Putin
Переклад російською: ИноСМИ