Історія успіху Китаю: Made in USA
Стратегия Америки в Азии уже более века заключается в поддержании стабильного баланса сил во избежание появления гегемона. Однако США, согласно их официальной Стратегии национальной безопасности, также стремятся способствовать "появлению миролюбивого и преуспевающего Китая, сотрудничающего с США для решения общих проблем и преследования взаимных интересов". Так что политика Америки в Азии, в некотором смысле, находится в состоянии войны сама с собой.
Вообще-то, США сыграли ключевую роль в возвышении Китая. Например, вместо того чтобы поддерживать торговые санкции против Китая после кровавого подавления демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, США решили интегрировать его в мировые институты. Но внешняя политика США была очевидно дружелюбной по отношению к Китаю и задолго до этого.
В 1905 году президент США Теодор Рузвельт, принимавший мирную конференцию в Портсмуте в штате Нью-Гемпшир после русско-японской войны, настаивал на возврате Маньчжурии Китаю, в котором правили маньчжуры, и на балансе сил в Восточной Азии. В результате, по завершении войны США стали активным участником в делах Китая.
После того как в 1949 году власть в Китае захватили коммунисты, США открыто рассматривали китайский коммунизм как мягкий и, следовательно - отличающийся от советского коммунизма. А после того, как в 1989 году коммунисты подавили продемократическое движение, США помогли Китаю превратиться в экспортного гиганта, накопившего огромное активное сальдо торгового баланса и ставшего главным источником потоков капитала в США.
Политика Америки в отношении коммунистического Китая прошла три этапа. На первом этапе Америка любезничала с режимом Мао Цзедуна, несмотря на войну в Корее, захват Тибета и охоту на ведьм внутри страны: например, кампания "Сто цветов" - краткий период либерализации, который, по мнению многих "западных" наблюдателей, являлся уловкой для того, чтобы избавиться от оппонентов. Любезничание уступило место отчуждению во время второго этапа, когда политика США в течение большей части 1960-х годов заключалась в изоляции Китая.
Третий этап начался сразу же после китайско-советских военных столкновений 1969 года, когда США активно стремились воспользоваться расколом в коммунистическом мире, включив Китай в свою антисоветскую стратегию. Несмотря на то, что было очевидно, что именно Китай провоцировал кровавые приграничные столкновения, Америка встала на сторону режима Мао Цзедуна.
Это помогло создать фундамент для "открытия" Китая в 1970-1971 годах, разработанного советником президента США по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджером, который до этого ничего не знал о Китае
Шанхай |
С тех пор США сознательно преследуют политику содействия подъему Китая. Президент Джимми Картер даже направил в различные правительственные ведомства США служебную записку с указанием помогать возвышению Китая.
Данный подход действует и сегодня, хотя Америка и стремится оградиться от риска, что китайская мощь может привести к росту его высокомерия. Даже стрельба Китая ракетами в Тайваньском проливе в 1996 году не изменила политику США. Во всяком случае, США постепенно ослабляют свои тесные связи с Тайванем, и со времени тех ракетных маневров ни один член правительства США не посещал этот остров.
Таким образом, своими выдающимися экономическими успехами (в том числе - крупнейшим в мире активным сальдо торгового баланса и резервами в иностранной валюте) Китай во многом обязан политике США с 1970-х годов до наших дней. Без значительного расширения американо-китайских торгово-финансовых взаимоотношений экономический рост Китая был бы гораздо медленнее и его было бы гораздо труднее поддерживать.
Будучи союзниками из-за выгоды во время второй половины "холодной войны", США и Китай вышли из нее партнерами, зависящими друг от друга. Америка зависит от активного сальдо торгового баланса Китая и от его сбережений для финансирования своего чрезмерного бюджетного дефицита, в то время как Китай рассчитывает на свой огромный экспорт в США для поддержания своего экономического роста и финансирования модернизации своих вооруженных сил. Вложив более 2/3 своих гигантских резервов в иностранной валюте в американские долларовые активы, Китай получил значительное политическое влияние.
Китай сильно отличается от прошлых противников США. Интересы Америки теперь настолько сильно переплетены с Китаем, что политика изоляции или конфронтации просто неосуществима. Даже по вопросу демократии США предпочитают читать лекции другим диктаторским странам, но не крупнейшему в мире автократическому государству.
Однако, верно и то, что США беспокоятся о не слишком скрываемой цели Китая доминировать в Азии, ведь данная цель противоречит торговым интересами США и их интересам безопасности, а также более масштабной цели - поддержанию баланса сил в Азии. Чтобы предотвратить доминирование Китая, США уже начали выстраивать направленные на противодействие Китаю отношения и партнерства, не пытаясь сдерживать его напрямую.
Рост мощи Китая, в действительности, помогает США оправдывать активное развертывание своих вооруженных сил в Азии, сохранять имеющихся союзников в регионе и заводить новых стратегических партнеров. Вообще, растущая напористость Китая стала для США дипломатическим преимуществом в плане укрепления и расширения их взаимоотношений в Азии по укреплению безопасности.
Урок очевиден: возвышение одной мировой державы, демонстрирующей свою военную и политическую мощь, может укрепить стратегическую важность и роль державы, находящейся в относительном упадке. Всего десятилетие назад США начали ощущать свою незначительность в Азии по нескольким причинам, в том числе - из-за китайского наступления на дипломатическом фронте. Но теперь Америка решительно вернулась на главную сцену: Южная Корея укрепила свой военный союз с США; Япония отказалась от попыток убедить США закрыть свою военно-морскую базу на острове Окинава; Сингапур разрешил военно-морскому флоту США размещать у себя корабли; в Австралии создаются американские военно-морские и иные базы; Индия, Вьетнам, Индонезия и Филиппины, среди прочих, также сближаются с США.
Но не стоит заблуждаться по поводу политики США. Несмотря на создание своего "опорного пункта" в Азии, Америка собирается придерживаться своего двухстороннего подхода: поддерживать баланс сил с помощью своих стратегических союзников и партнеров, продолжая, в то же время, способствовать подъему Китая.
Оригінал публікації: China’s Made-in-America Success Story
Джерело ІноЗМІ