Сучасні війни
Інновації в дії
Современный мир практически не отличается от того, каким был еще 100-200 лет назад, конечно же не принимая во внимание полеты в космос и мобильный интернет 5G.
Как и в те далекие времена, более сильные страны пытались доминировать над более слабыми. Англия, Испания и Португалия использовали для этих целей флот. Чуть позже США с СССР мерялись друг с другом ракетами и ядерным потенциалом.
Но чем смертоноснее становилось оружие, тем более очевидным становился и тот факт, что миру нужны новые инструменты. Самое эффективное и безопасное для планеты оружие нашей современности — деньги.
И если еще 30-50 лет назад применялись инструменты мягкого влияния, то сейчас в мире используются наиболее жесткие финансовые инструменты для навязывания своей позиции и склонения несогласных к нужным решениям.
На уровне простого человека деньги дарят свободу, тогда как их отсутствие делает человека зависимым.
Существует утверждение о том, что если дохода человека хватает просто чтобы как-то свести концы с концами и дожить до следующего месяца, то он, скорее всего, — раб.
На уровне глобальной экономики все точно так же. Развитые страны активно продвигают свои товары во всем мире. Тысячи специалистов трудятся над тем, чтобы современные вещи служили ограниченное количество времени, чтобы спрос на товары не снижался.
Главная задача в том, чтобы жители более бедных стран имели достаточно денег для обеспечения постоянного спроса на товары.
Только из-за этого ЕС, США и Китай активно вливают деньги, чтобы в развивающихся странах теплилась жизнь, но не настолько бурная, чтобы эти же страны могли составить им конкуренцию.
Экспорт и импорт превосходят по своей эффективности любой из имеющихся на планете видов оружия.
Если вы сомневаетесь, посмотрите на торговую войну между Китаем и США. Сколько не повторяй поговорку: не клади яйца в одну корзину, а все равно находятся те, кто хочет эмпирическим путем проверить истинность данного утверждения.
Сейчас Китай очень дорого платит за свою неосмотрительность. Многие экономические стратегии базируются на рациональных утверждениях, что какие-либо события не могут произойти со 100% вероятностью.
Выписывая планы сотрудничества с той или иной страной, государственные чиновники исходят из того, что их торговые партнеры никогда не смогут поступить тем или иным способом ввиду их иррациональности.
Но потом приходит Трамп и доказывает ложность данных постулатов, перечеркивая напрочь историю торговых отношений, и меняя правила игры просто по-живому.
Китай уже сейчас может с точностью сказать, во сколько триллионов ему обойдется собственная недальновидность.
Если бы 10 лет назад Китай инвестировал сумму, эквивалентную потерям от торговой войны с США, в развитие 5-7 стран Африки, то по состоянию на сегодня эти страны могли бы с легкостью забрать на себя весь объем экспорта Китая, предназначавшегося США, а может и больше.
Сложно упрекнуть Поднебесную в недальновидности — никто сейчас не инвестирует в развитие Африки столько, как они. Но как показывает нынешнее положение дел, этого оказалось критически мало.
Я их прекрасно понимаю, ведь зачем было заморачиваться и тратить деньги на развитие какой-то Африки, если с легкостью можно было продавать этот объем товаров в США? Но чем больше доля одной страны в экспорте или импорте другой, тем выше зависимость.
Ситуация с Китаем и США бросается в глаза своей масштабностью, но, фактически, Украина находится в таком же положении, как Китай.
Мы, сами того не замечая, находимся в глубоко зависимом положении, и если о нашей зависимости от импорта российского газа знают все, хоть ничего с этим и не предпринимают, то о нашей зависимости от Европы принято молчать.
На сегодняшний день 41% украинского экспорта приходится на ЕС, из которых на Польшу, Италию, Голландию, Венгрию и Германию – 30%.
Любая серьезная ссора с любой из этих стран приносит потери в размере 6% от нашего совокупного экспорта, которые потом нам будет просто некуда перенаправлять.
А это значит потери ВВП, госбюджета, сокращение рабочих мест и другие пагубные последствия для экономики страны.
Вспомните, что было, когда "выпала" Россия, импортировавшая около 30% наших товаров. Падение экспорта и, как следствие, производства в 2014-2015 году больно ударило по экономике нашей страны и курсу доллара.
Никто не говорит о том, что мы должны прекратить экспорт в ЕС. Речь лишь о том, что у Украины всегда должны быть варианты (много вариантов), куда переориентировать свои товары и за счет каких торговых партнеров компенсировать импорт той или иной продукции.
Управление рисками — надежный инструмент современной экономики, который существенно снижает потери при наступлении этих самых рисков.
Нам пора трезво оценить собственное экономическое положение и прогнозировать риски, не навешивая на другие страны ни ярлыки друзей или врагов, ни ответственность за эффективность нашей экономики и торговли.
Тогда через 5-7 лет нам не придется идти на сделку с совестью, соглашаясь с позицией поляков относительно нашей совместной истории, ведь мы точно будем знать, куда перенаправить наши 6% экспорта, если Польша использует их как инструмент давления.